Толкование Евангелия воскресного дня

Неделя 6-я по Пятидесятнице.

Братья и сестры!
Предлагаем вашему вниманию Священное Писание, читаемое в это воскресенье в храме и его толкование.

 Иму́ще же дарова́нiя по благода́ти да́н­нѣй на́мъ разли́чна: а́ще проро́че­с­т­во, по мѣ́рѣ вѣ́ры: И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;
а́ще ли служе́нiе, въ служе́нiи: а́ще учя́й, во уче́нiи: имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении;
а́ще утѣша́яй, во утѣше́нiи: подава́яй, въ простотѣ́: предстоя́й {нача́л­ст­вуяй}, со тща́нiемъ: ми́луяй, съ до́брымъ изволе́нiемъ. увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
Любы́ нелицемѣ́рна: ненави́дяще зла́го, при­­лѣпля́йтеся благо́му: Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;
братолю́бiемъ дру́гъ ко дру́гу любе́зни: че́стiю дру́гъ дру́га бо́лша творя́ще: будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;
тща́нiемъ не лѣни́ви, ду́хомъ горя́ще, Го́сподеви рабо́та­ю­ще: в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;
упова́нiемъ ра́ду­ю­щеся, ско́рби терпя́ще, въ моли́твѣ пребыва́юще: утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;
тре́бованиемъ святы́хъ при­­обща́ющеся, стран­нолю́бiя держа́щеся: в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.
благословля́йте гоня́щыя вы́: благослови́те, а не клени́те. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
Блаженный Феодорит Кирский
Толкование на послание к Римлянам

Рим.12:6. Имуще дарования по благодати данной нам различна.

Сие разуметь должно так: мы друг для друга члены, по данной нам благодати имеющие различные дарования, ибо хотя они и различны, однако же Божественною благодатию подаются к общей пользе.

Аще пророчество, по мере веры:

Рим.12:7. аще ли служение, в служении: аще учай, во учении:

Рим.12:8. аще утешаяй, во утешении:

Верою каждого измеряет благодать Податель благ. Пророчеством же называет Апостол не только предведение будущего, но и ведение сокровенного; а служением – дело проповеди; учением – дознание Божественных догматов; утешением – убеждение к добродетели.

подаваяй, в простоте:

не славу от других себе уловляя, но удовлетворяя потребности нуждающегося, и не рассуждая, достаточно ли будет или недостаточно самому, но полагаясь на Бога и щедро делая подаяние.

предстояй, со тщанием: милуяй, с добрым изволением:

Рим.12:9. Любы нелицемерна:

Узаконяет все делать с усилием повелевает, чтобы попечительность была тщательна, а не носила только одно пустое имя. С благотворением предписывает и веселие, показывая пользу общительности, потому что радоваться обычно получающим пользу. Сие сказал Апостол и в Послании к Коринфянам: Не от скорби или от нужды, доброхотна бо дателя любит Бог (2Кор. 9, 7). И любви повелевает быть искреннею, и отвергает личину притворства.

ненавидяще злаго, прилепляйтеся благому.

Не просто опять сказал: «Этого должно бегать, а к этому стремиться»; напротив того, порок повелел сильно ненавидеть, а к деланию добра предписал быть до крайности привязанным, так чтобы расположение к сему служило как бы припаем каким.

Рим.12:10. Братолюбием друг ко другу любезни, честию друг друга болша творяще.

Имейте друг к другу горячую и братьям приличную расположенность; каждый да уступает первенство ближнему, ибо это есть признак истинного дружелюбия.

Рим.12:11. Тщанием не лениви,

показывая живое усердие к хорошему и совершенно избегая лености.

духом горяще,

Духом Апостол назвал дарование и повелел, чтобы усердие наше доставляло ему пищу, как дрова – огню. То же говорит он и в другом месте; Духа не угашайте (1Фес. 5, 19). Угашается же дух недостойными благодати, потому что, не имея чистого ока ума, не приемлют оного луча. Так и для слепотствующих телесно тьмою бывает и свет, и среди полудня служат они мраку. Посему Апостол повелевает нам гореть духом и иметь горячую любовь к Божественному. Ибо присовокупил и сие:

Господеви работающе:

Рим.12:12. упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе.

Ибо кто горит духом, тот усердно работает Владыке, ожидает наслаждения уповаемыми благами и преодолевает встречающиеся искушения, приражениям их противопоставляя терпение и непрестанно призывая на помощь Божественную благодать. Сие и выразил Апостол словами: в молитве пребывающе, то есть делая это непрестанно.

Рим.12:13. Требованием святых приобщающеся,

Памятованием общения убеждает к щедрости. Ибо кто не согласится отдать деньги и соделаться общником преспеяний? Сие сказал Апостол и в Послании к Коринфянам: Ваше избыточествие во онех лишение: да и онех избыток будет в ваше лишение (2Кор. 8, 14).

страннолюбия держащеся.

Странными Апостол называет не одних только святых, но и пришедших откуда-либо из иного места и имеющих нужду в услужении; о нихто и повелевает прилагать попечение.

Рим.12:14. Благословляйте гонящыя вы: благословите, а не клените.

Владычний это закон, потому что Владыка дал его божественным апостолам.

Мф. 9:1–8

И влѣ́зъ въ кора́бль, пре́йде и прiи́де во сво́й гра́дъ. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
И се́, при­­несо́ша ему́ разсла́блена [жи́лами], на одрѣ́ лежа́ща: и ви́дѣвъ Иису́съ вѣ́ру и́хъ, рече́ разсла́блен­ному: дерза́й, ча́до, от­пуща́ют­ся ти́ грѣси́ тво­и́. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.
И се́, нѣ́цыи от­ кни́жникъ рѣ́ша въ себѣ́: се́й ху́литъ. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.
И ви́дѣвъ Иису́съ помышле́нiя и́хъ, рече́: вску́ю вы́ мы́слите лука́вая въ сердца́хъ сво­и́хъ? Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?
что́ бо е́сть удо́бѣе рещи́: от­пуща́ют­ся ти́ грѣси́: или́ рещи́: воста́ни и ходи́? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?
но да увѣ́сте, я́ко вла́сть и́мать Сы́нъ человѣ́ческiй на земли́ от­пуща́ти грѣхи́: тогда́ глаго́ла разсла́блен­ному: воста́ни, воз­ми́ тво́й о́дръ и иди́ въ до́мъ тво́й. Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.
И воста́въ, [взе́мъ о́дръ сво́й,] и́де въ до́мъ сво́й. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.
Ви́дѣв­ше же наро́ди чуди́шася и просла́виша Бо́га, да́в­шаго вла́сть такову́ю человѣ́комъ. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.
Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский
Толкование на Евангелие от Матфея

Мф.9:1. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

Мф.9:2. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели.

Под «Своим городом» Матфей разумеет Капернаум, потому что Господь жил там. Родился Он в Вифлееме, в Назарете же воспитывался, но Капернаум был Его всегдашним местожительством. Этот расслабленный-другой и не тот, о котором говорится у Иоанна, потому что последний лежал при «овчих воротах» в Иерусалиме, а этот был в Капернауме; тот не имел человека, а этого несли четверо, как говорит Марк, так что и сквозь кровлю спустили, о чем не упомянуто у Матфея.

И, видя Иисус веру их,

– или принесших, так как Он часто чудодействовал и ради веры приносящих или же и самого расслабленного.

сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

Называет «чадом» – или как создание Божие, или как уверовавшего. Показав, что расслабление произошло главным образом от грехов, прежде всего отпускает их.

Мф.9:3. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

Мф.9:4. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

Мф.9:5. ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

Он показывает Себя Богом уже тем одним, что знает их помышления. Обличает же их, как бы это говоря: «Вы думаете, что я богохульствую, так как присваиваю Себе право отпускать грехи, что составляет великое дело. Вы думаете, что Я прибегаю к этому с тою целью, чтобы не быть изобличенным, но, врачуя тела, Я удостоверяю вас, что смогу исцелить и души,– делом, которое гораздо легче, но которое обычно считается более трудным, докажу и отпущение грехов, которое велико, но вам кажется более легким потому, что оно невидимо».

Мф.9:6. Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. …

Мф.9:8. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

Приказал больному нести свою постель, чтобы не подумали, что случившееся было только призрак, а вместе с тем и для того, чтобы народ, который считал Христа простым человеком, хотя и большим всех, видел чудо/

Олег Стеняев. Толкование Евангелия от Матфея глава 9.

Просмотрено (26)раз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *