Неделя 6-я по Пятидесятнице.
Братья и сестры!
Предлагаем вашему вниманию Священное Писание, читаемое в это воскресенье в храме и его толкование.
Иму́ще же дарова́нiя по благода́ти да́ннѣй на́мъ разли́чна: а́ще проро́чество, по мѣ́рѣ вѣ́ры: | И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; |
а́ще ли служе́нiе, въ служе́нiи: а́ще учя́й, во уче́нiи: | имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; |
а́ще утѣша́яй, во утѣше́нiи: подава́яй, въ простотѣ́: предстоя́й {нача́лствуяй}, со тща́нiемъ: ми́луяй, съ до́брымъ изволе́нiемъ. | увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. |
Любы́ нелицемѣ́рна: ненави́дяще зла́го, прилѣпля́йтеся благо́му: | Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; |
братолю́бiемъ дру́гъ ко дру́гу любе́зни: че́стiю дру́гъ дру́га бо́лша творя́ще: | будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; |
тща́нiемъ не лѣни́ви, ду́хомъ горя́ще, Го́сподеви рабо́тающе: | в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; |
упова́нiемъ ра́дующеся, ско́рби терпя́ще, въ моли́твѣ пребыва́юще: | утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; |
тре́бованиемъ святы́хъ приобща́ющеся, страннолю́бiя держа́щеся: | в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. |
благословля́йте гоня́щыя вы́: благослови́те, а не клени́те. | Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. |
Блаженный Феодорит Кирский
Толкование на послание к Римлянам
Рим.12:6. Имуще дарования по благодати данной нам различна.
Сие разуметь должно так: мы друг для друга члены, по данной нам благодати имеющие различные дарования, ибо хотя они и различны, однако же Божественною благодатию подаются к общей пользе.
Аще пророчество, по мере веры:
Рим.12:7. аще ли служение, в служении: аще учай, во учении:
Рим.12:8. аще утешаяй, во утешении:
Верою каждого измеряет благодать Податель благ. Пророчеством же называет Апостол не только предведение будущего, но и ведение сокровенного; а служением – дело проповеди; учением – дознание Божественных догматов; утешением – убеждение к добродетели.
подаваяй, в простоте:
не славу от других себе уловляя, но удовлетворяя потребности нуждающегося, и не рассуждая, достаточно ли будет или недостаточно самому, но полагаясь на Бога и щедро делая подаяние.
предстояй, со тщанием: милуяй, с добрым изволением:
Рим.12:9. Любы нелицемерна:
Узаконяет все делать с усилием повелевает, чтобы попечительность была тщательна, а не носила только одно пустое имя. С благотворением предписывает и веселие, показывая пользу общительности, потому что радоваться обычно получающим пользу. Сие сказал Апостол и в Послании к Коринфянам: Не от скорби или от нужды, доброхотна бо дателя любит Бог (2Кор. 9, 7). И любви повелевает быть искреннею, и отвергает личину притворства.
ненавидяще злаго, прилепляйтеся благому.
Не просто опять сказал: «Этого должно бегать, а к этому стремиться»; напротив того, порок повелел сильно ненавидеть, а к деланию добра предписал быть до крайности привязанным, так чтобы расположение к сему служило как бы припаем каким.
Рим.12:10. Братолюбием друг ко другу любезни, честию друг друга болша творяще.
Имейте друг к другу горячую и братьям приличную расположенность; каждый да уступает первенство ближнему, ибо это есть признак истинного дружелюбия.
Рим.12:11. Тщанием не лениви,
показывая живое усердие к хорошему и совершенно избегая лености.
духом горяще,
Духом Апостол назвал дарование и повелел, чтобы усердие наше доставляло ему пищу, как дрова – огню. То же говорит он и в другом месте; Духа не угашайте (1Фес. 5, 19). Угашается же дух недостойными благодати, потому что, не имея чистого ока ума, не приемлют оного луча. Так и для слепотствующих телесно тьмою бывает и свет, и среди полудня служат они мраку. Посему Апостол повелевает нам гореть духом и иметь горячую любовь к Божественному. Ибо присовокупил и сие:
Господеви работающе:
Рим.12:12. упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе.
Ибо кто горит духом, тот усердно работает Владыке, ожидает наслаждения уповаемыми благами и преодолевает встречающиеся искушения, приражениям их противопоставляя терпение и непрестанно призывая на помощь Божественную благодать. Сие и выразил Апостол словами: в молитве пребывающе, то есть делая это непрестанно.
Рим.12:13. Требованием святых приобщающеся,
Памятованием общения убеждает к щедрости. Ибо кто не согласится отдать деньги и соделаться общником преспеяний? Сие сказал Апостол и в Послании к Коринфянам: Ваше избыточествие во онех лишение: да и онех избыток будет в ваше лишение (2Кор. 8, 14).
страннолюбия держащеся.
Странными Апостол называет не одних только святых, но и пришедших откуда-либо из иного места и имеющих нужду в услужении; о нихто и повелевает прилагать попечение.
Рим.12:14. Благословляйте гонящыя вы: благословите, а не клените.
Владычний это закон, потому что Владыка дал его божественным апостолам.
Мф. 9:1–8
И влѣ́зъ въ кора́бль, пре́йде и прiи́де во сво́й гра́дъ. | Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. |
И се́, принесо́ша ему́ разсла́блена [жи́лами], на одрѣ́ лежа́ща: и ви́дѣвъ Иису́съ вѣ́ру и́хъ, рече́ разсла́бленному: дерза́й, ча́до, отпуща́ются ти́ грѣси́ твои́. | И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. |
И се́, нѣ́цыи от кни́жникъ рѣ́ша въ себѣ́: се́й ху́литъ. | При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. |
И ви́дѣвъ Иису́съ помышле́нiя и́хъ, рече́: вску́ю вы́ мы́слите лука́вая въ сердца́хъ свои́хъ? | Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? |
что́ бо е́сть удо́бѣе рещи́: отпуща́ются ти́ грѣси́: или́ рещи́: воста́ни и ходи́? | ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? |
но да увѣ́сте, я́ко вла́сть и́мать Сы́нъ человѣ́ческiй на земли́ отпуща́ти грѣхи́: тогда́ глаго́ла разсла́бленному: воста́ни, возми́ тво́й о́дръ и иди́ въ до́мъ тво́й. | Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. |
И воста́въ, [взе́мъ о́дръ сво́й,] и́де въ до́мъ сво́й. | И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. |
Ви́дѣвше же наро́ди чуди́шася и просла́виша Бо́га, да́вшаго вла́сть такову́ю человѣ́комъ. | Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам. |
Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский
Толкование на Евангелие от Матфея
Мф.9:1. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
Мф.9:2. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели.
Под «Своим городом» Матфей разумеет Капернаум, потому что Господь жил там. Родился Он в Вифлееме, в Назарете же воспитывался, но Капернаум был Его всегдашним местожительством. Этот расслабленный-другой и не тот, о котором говорится у Иоанна, потому что последний лежал при «овчих воротах» в Иерусалиме, а этот был в Капернауме; тот не имел человека, а этого несли четверо, как говорит Марк, так что и сквозь кровлю спустили, о чем не упомянуто у Матфея.
И, видя Иисус веру их,
– или принесших, так как Он часто чудодействовал и ради веры приносящих или же и самого расслабленного.
сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.
Называет «чадом» – или как создание Божие, или как уверовавшего. Показав, что расслабление произошло главным образом от грехов, прежде всего отпускает их.
Мф.9:3. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.
Мф.9:4. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?
Мф.9:5. ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?
Он показывает Себя Богом уже тем одним, что знает их помышления. Обличает же их, как бы это говоря: «Вы думаете, что я богохульствую, так как присваиваю Себе право отпускать грехи, что составляет великое дело. Вы думаете, что Я прибегаю к этому с тою целью, чтобы не быть изобличенным, но, врачуя тела, Я удостоверяю вас, что смогу исцелить и души,– делом, которое гораздо легче, но которое обычно считается более трудным, докажу и отпущение грехов, которое велико, но вам кажется более легким потому, что оно невидимо».
Мф.9:6. Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. …
Мф.9:8. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.
Приказал больному нести свою постель, чтобы не подумали, что случившееся было только призрак, а вместе с тем и для того, чтобы народ, который считал Христа простым человеком, хотя и большим всех, видел чудо/
Олег Стеняев. Толкование Евангелия от Матфея глава 9.
Просмотрено (26)раз