Священномученик Владимир Преображенский

Небесный покровитель моего родного края: Священномученик Владимир Григорьевич Преображенский

Владимир Григорьевич Преображенский родился 03 октября 1873 года в  Смоленской губернии, село Троицкое. Проживал в городе Медыни на улице Коммуны в доме  № 68.

Был сыном почетного гражданина из духовного звания. Его дед Иван Антонович Преображенский (1792-1855) был сыном священника и сам служил пономарем при храме Святой Живоначальной Троицы с.Троицкого, являлся участником Отечественной войны 1812 года. Начал свое служение с 9 сентября 1814 года, а 13 февраля 1816 года посвящен в стихарь. Всего прослужил 41 год. Его отец Григорий Иванович Преображенский (1827-06.11.1888г.) не пошел по стопам отца, занимался другим видом деятельности.

Владимир Григорьевич получил среднее образование, а после окончания в 1895 году Калужской Духовной Семинарии по II разряду, причислен к Покровской церкви села Логино  Калужского уезда — 13 июня 1895 г.. Здесь он служил псаломщиком и в том же году одновременно проходил должность учителя церковно-приходской школы.

10 ноября 1896 года переведен в домовую церковь села Бабаево Калужского уезда, прихода села Никола Долъ при Гурьевских благотворительных заведениях с рукоположением во священника. Здесь он работал законоучителем и одновременно учителем пения. В 1900 году в той же школе преподавал курс пчеловодства.  Получил награды за служение: скуфья в 1890, набедренник в 1897 году, 31 января 1900 года – награжден скуфьей. В том же году 09 февраля получил благословение Пресвященнейшего Вениамина Епископа Калужского и Боровского. В 1911 году за ревностное отношение к школьному делу получил благословение Епископа Александра. В 1913 году 6 мая за отличную ревностную службу церкви Божией награжден камилавкою. В 1916 году 6 мая награжден Наперстным крестом. Содержание от Казны получил 141 руб. 12 коп. и за законноучительство 450 руб.

04 мая 1901 года по прошению перемещен Архиепископом Тверским Дмитрием к церкви Знамения Божией Матери, что была в селе Богородском (Млевичи), Новоторжского уезда Тверской епархии. Здесь он законоучительствовал в Млевичской Черенцовской школе.

С 1901 г. По 1908 г. По прошению служил в Тверской епархии.

22 ноября 1901 году по его инициативе было учреждено братство во имя святого Пророка и Предтечи Иоанна, председателем коего он и состоял.

01 декабря 1904 году при этом братстве было учреждено общество народной трезвости. В 1907 году отец Владимир от съезда землевладельцев Новоторжского уезда был избран выборщиком в Тверское Губернское  Избирательное собрание для участия в выборах членов третьей Государственной Думы. Но приходили вести из родных мест, и отец Владимир все чаще и чаще вспоминал Калугу, окрестные приходы, Оку — реку, хлебные нивы. Он понимал, что для энергичных проповедников слова Христова и общественных деятелей хватало дел и в Калужской епархии. В 1908 году, дождавшись положительного ответа на свое прошение, он был переведен в Калужскую епархию, Преосвященным Вениамином Епископом Калужским и Боровским.

06 июня 1908 года назначен настоятелем в храм в честь Святой Живоначальной Троицы с.Троицкое на Вздыни Медынского уезда Калужской губернии. Состоял законоучителем и заведующим Троицкой церковью Приходской школы и законоучителем в двухклассной М.Н.П. училища Троицкой фабрики Компании Говарда.

С 08 сентября состоит председателем церковно-приходского Братства Святой Троицы.

В 1916 году отец Владимир был награжден наперстным крестом.

Владимир Григорьевич был женат на Александре Васильевне Преображенской (1875 г.р.),. У них было четверо детей: Мария 11.08.1897г., Павел 14.01.1899г., Николай 01.03.1901г., Анна 06.09.1905г.р.

У Владимира Григорьевича был старший брат Виктор Григорьевич Преображенский, который тоже был священнослужителем.(*упоминается в анкете арестованного).

Годы арестов.

После революционной смуты 1917 года продолжал служить в том же храме.
В 1929 году отец Владимир был арестован и осужден коллегией ОГПУ СССР по ст.58/10 УК за контрреволюционную деятельность, приговорен к 3 годам Исправительно-трудовых лагерей и отправлен в Архангельскую область в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Суровый северный край был особым местом для заключенных, а чудовищные условия содержания людей в концлагере делали возвращения после ссылки абсолютным чудом. Но по воле Божией отец Владимир остался жив. Спасло его только то, что все 3 года он отбывал на «вольном поселении» Ведь в СЛОНе заключенные подвергались ужасным пыткам и зверским издевательствам, здесь людей убивали не только физически, но и духовно.

За свою веру отец Владимир пострадал еще не раз, так, 22 августа 1936 года он вновь был арестован. 09 февраля 1937 года особым Совещание при НКВД СССР был осужден по ст.58-10 УК РСФСР и приговорен к 5-ти годам ссылки в Казахстан. В месте ссылки он работал колхозником в селе Орловка Чаяновского района Южно-Казахтанской области с марта 1937 года по 23 декабря 1937 года.

За свою активную религиозную деятельность, за веру Христову вместе со священником о.Иоанном Мироновским и монахом Виктором (Матвеевым) был арестован в ссылке 24 декабря 1937 года Чаяновским РОВД за контрреволюционную деятельность и за организацию тайного молитвенного дома.(Сохраненный Допрос в конце текста). Во время обыска сотрудники НКВД нашли несколько написанных им стихов религиозного содержания. Все вместе они были приговорены 30 декабря 1937г. к высшей мере наказания – РАССТРЕЛ!

31 декабря 1937 года ровно в 24:00 приговор был приведен в исполнение. К великому сожалению точное место его погребения не известно, был погребен в общей безвестной могиле по месту расстрела .

Реабилитация.

Прокуратурой Чимкентской области 31 мая 1989 года Владимир Григорьевич Преображенский был реабилитирован по 1937 году репрессий. А уже в 2000 году Чимкентская епархия подготовила документы по отцу Владимиру на его канонизацию.

Деянием Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви 12-16 августа 2000 года иерей Владимир Григорьевич Преображенский был канонизирован в чине священномученика!

Священномученик Владимир Григорьевич Преображенский особо почитается на приходе в честь Святой Живоначальной Троицы в г.Кондрово по месту своего рождения и служения,  где совершил свою последнюю Литургию! Наш земляк является Небесным покровителем нашего родного Калужского края, города Кондрово и храма в честь Святой Живоначальной Троицы.

В 2018 году — 200-летний юбилей Троицкого храма по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента на территории начато строительство часовни в честь священномученика Владимира (Преображенского). На настоящее время часовня возведена под купол. А 13 октября 2019 года на часовню был торжественно освящен и возведен купол с крестом.

Также в 2018 году была написана икона в честь новомучеников и исповедников Калужских, в числе которых есть образ отца Владимира. Это первое и пока единственное его иконописное изображение.

4 июля 2021 Высокопреосвяященнейший Владыка освятил икону священномученика Владимира Преображенского.

Заключение

До революции 1917 года каждый житель России не мыслил себя без веры и православия. Они вставали и молились Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, Богородице и Святым. А такие люди, как священномученик Владимир Преображенский помогал обрести веру и показывал примером своей благочестивой жизни идеалы христианской любви. В своих проповедях для народа, воспитанием детей в духе православия, рассказывал как  нужно жить в соответствии с Божьими Заповедями и в страхе Божием. Уважать и ценить свою семью, как «малую церковь» и прививать любовь к Родине. Организованное им Братство по борьбе с пьянством помогало людям бороться со своими страстями и начать жить со Христом.

К сожалению, Великая Октябрьская революция поставила огромную жирную и кровавую точку по уничтожению семейных ценностей, насильственного насаждения атеизма среди людей, порождая безбожие и вседозволенность. Это стало следствием кровавого террора, угасанию веры православной, разорению культурного наследия нашей Великой Страны, зверскому уничтожению православных храмов и дивных монастырей, которые веками трепетно сохранялись нашими предками.

Но благодаря таким мудрым пастырям, как отец Владимир, который, не смотря на жестокие гонения и ссылки в лагеря остался не сломленным и верным Христу. Привел к вере многих людей и своей мученической кончиной заслужил венцы на Небесах. По словам святителя Иоанна Златоуста, «мучеником делает не только смерть, но и душевное расположение; не за конец дела, но и за намерение часто сплетаются венцы мученические». По промыслу Божию только самые достойные, пострадавшие за веру Христову возводятся в ранг новомучеников и исповедников Российских.

Работа по исследованию биографии отца Владимира еще не завершена и продолжается поиск новых материалов и интересных фактов из его жизни.

*Вся пунктуация данного допроса сохранена

Протокол допроса священника Владимира Преображенского

от 25 декабря 1937 года:

Вопрос: Вы обвиняетесь в принадлежности к к-р группе церковников, принадлежа к которой, систематически проводили а-с работу. Дайте ваши показания по этому вопросу.

Ответ: Ни к какой к-р группе церковников я не принадлежал и считаю, что такой группы, как мне известно, вообще не существует.

Вопрос: Дайте показания о Вашей прошлой к-р деятельности.

Ответ: Я считаю себя виновным только в том, что я религиозный человек. Политически я целиком стою на платформе сов. власти. Никакой

 к-р работы я никогда не проводил и меня арестовывали и ссылали только за то, что я верю в религию.

Вопрос: В квартире, где Вы квартировали, имело место проведение религиозных обрядов или нет?

Ответ: Нет, ничего не проводилось.

Вопрос: Следствие располагает данными, что с приездом Вас в пос. Орловку оживилась религиозная деятельность среди населения, и это оживление связано с вашей деятельностью. Дайте правдиво показания.

Ответ: Я ничем не способствовал усилению религиозной деятельности в пос. Орловка. В квартире Тетерина Василия Матвеевича после моего приезда два раза соби-рались старухи и пели духовные стихотворения. Но я, немного послушав их пение, ушел из квартиры. Ушел так же и второй раз. Я слыхал, что такие же сборища происходили и до моего приезда в Орловку.

Допрос прерывается….

Дополнительные показания священника Владимира Преображенского от 25 декабря 1937 года:

Вопрос: При обыске у Вас изъяты Вам принадлежащие стихи к-р содержания. Кем они были написаны и для какой цели?

Ответ: При обыске у меня изъяты три стихотворения, два из них «Сон ссыльного иерея» и «Дума старого пастыря в ссылке» написаны лично мною, «Орленок» списан — не знаю где. Я лично не нахожу, чтобы эти стихи были контр-революционного содержания. Я писал о своих личных думах и переживаниях. Хранил их как собственные произведения, а «Орленок» как память о своем убитом сыне. Эти стихи никому я не распространял, если не сказать, что одно из них «Дума пастыря в ссылке» я послал своему старшему брату.

Больше показать ничего не могу.

«МЕМОРАНДУМ….Преображенский В. Г. писал стиха к-р характера, которые распространял среди населения: М. Е. С-вой.

Выписка из архивного дела обвинительного заключения: « Преображенский Владимир Григорьевич — в том, что являясь участником к-р группы церковников организовал нелегальный молитвенный дом, писал и распространял к-р содержания стихи, нелегально проводил религиозные обряды. Виновным себя не признал, но изобличается показаниями свидетелей».

СОН ССЫЛЬНОГО ИЕРЕЯ

О, Господи, Боже! Всещедрый Спаситель!
Меня, знать, здесь в ссылке совсем Ты забыл?!
А жил, когда дома я — мой Покровитель,
Утешитель, Друг и Отец Ты мне был.
Тогда там всесильной Твоею рукою
Всегда был я сыт, был обут и одет,
И милость Твоя там была надо мною,
Хранил Ты меня от несчастий и бед.
Я жизнью счастливой тогда наслаждался,
Мне сильно хотелось работать и жить.
И в жизни той сладкой всегда я старался
Твое снисхожденье к себе заслужить.
А здесь вот в неволе я раб злой, лукавый
Должно быть прогневал чем-либо Тебя?
И Ты непрестанно, о, Боже мой правый,
Караешь десницей Своею меня.
Здесь голод и холод меня донимают,
Шпана здесь житья никому не дает;
И все мы здесь бедны, про то она знает,
Но все ж днем и ночью крадет и крадет!..
Живу я здесь, жалкий, и сильно скучаю,
Ни в чем утешенья, отрады мне нет.
К кому мне прибегнуть, что делать — не знаю.
И стал мне противен и пуст белый свет.
А сколько на ниве Твоей я трудился,
Чтоб грешные души к Тебе привести,
А здесь сам в нужде от Тебя отдалился,
Но Ты меня, падшего, Боже, прости!…
Спаси меня, Щедрый, избавь от роптанья,
Не дай впасть в отчаянье злое навек.
Молю, облегчи мою чашу страданья,
Я старый, я слабый, больной человек.
Такими словами всем сердцем молился
Отец Сергий, пастырь преклонных годов.
Он в ссылке второй уже раз находился
И вот, здесь в отчаянье впасть был готов.
Но бодрствует Вечный и всех охраняет,
Не хочет погибели грешных рабов,
И старцу чудесный Он сон посылает,
Спасая тем самым от вражьих оков.
Он видит: идет к нему скорбный Спаситель
С терновым венцом на кровавом челе.
Идет грешных душ всех безмездный Целитель,
Утешитель всех, погибавших во зле.
Хитон Его белый, как солнце сияет,
А по низу яркие звезды горят.
Сонм ангелов светлых Его окружает,
На лик Его чудный не смея взирать.
И пал на колени отец поскорее,
От страха склонившись к земле головой.
Видение дивное видеть робея,
Не зная, что будет со грешной душой…
А кроткий Спаситель своею рукою
Коснувшись главы его, тихо сказал:
«Зачем ты лишаешь себя здесь покоя,
Зачем в малодушество злое здесь впал?!
Зачем, маловер, Ты во мне усомнился?
Зачем так бесстрашно роптал на Меня?
Что будто бы Я от тебя отдалился,
Что будто бы Я позабыл здесь тебя?
Я знаю все здешние ваши страданья,
Я вижу, как тяжко живется здесь вам!
Но знай, что все это дано в испытанье
Всем верным и преданным Богу рабам».
Сказавши речь эту, Христос удалился,
Оставив отца на коленях стоять.
Но тут он проснулся и много дивился,
Что Бог удостоил сей сон ему дать.
И после отрадно на сердце так стало,
Сокрылись отчаянье, ропот, печаль…
Как будто на крыльях все это умчало
Куда-то туда, в бесконечную даль!
И старцу с тех пор никогда не случалось
Жить в прежде отчаянной острой нужде.
Чем дальше — тем легче ему здесь дышалось
И твердо он помнил, что видел во сне.
Тем сном он в дальнейшем всегда укреплялся,
Всегда бодрость духа он в нем находил,
И чаще, чем прежде к Христу устремлялся,
Прося, чтоб и впредь Он его не за был.

4/VI-22V — 1936 г.                                                          «Старый Соловчанин»

Владимир Григорьевич Преображенский».

Автор заметки Н.А.Балябина.

ВАЖНО!!!При использовании материала обязательно указание активной ссылки на данную статью и её автора.

В данной статье использованы архивные материалы, переписка с исследователями, по результатам исследовательской работы была представлена работа на XV Образовательно-культурный форум «Мой род – мой народ» под названием «Небесный покровитель моего родного края священномученик Владимир Григорьевич Преображенский», докладчик ученик 6 класса «В» Кондровской средней школы №1 Н.С.Балябин.

 Список используемой литературы и материалов:

  1. Архив КНБ по Южно-Казахстанской области, дело № 2041
  2. Архив по Калужской и Смоленской области, дело № 4082
  3. Интернет-портал: Храмы России. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Логино-Покрова
  4. Открытый список жертв политических репрессий в СССР http://openlist.ru
  5. «Крест на Красном обрыве», Примечание к части 1, стр. 112 издательство Святителя Игнатия Ставропольского, 2002 г. Автор Вера Королева
  6. Деяния Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ-века. Москва, 12-16 августа 2000г.
  7. Архив Казахстанской митрополии (электронный)
  8. Региональный общественный фонд Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви www.fond.ru
  9. Жертвы политического террора в СССР www.lists.memo.ru
  10. Журнал «Православный христианин», издательство Калужская епархия, май, 2018 год. Автор: Метальникова Е.В.
  11. РГИА г.Санкт-Петербург, ф.799, оп.31, д.73

Устав «Братства во имя Святой Троицы» Медынского уезда, Калужской губернии, г.Калуга, типография Губернского правления, 1909год.

  1. РГИА, ф. 799, оп. 31, д. 73
  2. Л. 128
  3. Устав Братства во имя Святой Троицы, в с. Троицком, что на Вздыни, Медынского уезда, Калужской губернии.
  4. г.Калуга. Типо-литография Губернского Правления.1909. Л. 129 об. Л. 130 Устав Братства во имя Святой Троицы, в с. Троицком, что на Вздыни, Медынского уезда, Калужской губернии.

Продолжается работа по сбору информации по о.Владимиру в архивах!

Просмотрено (851)раз

3 Comments

  1. Никита

    Спасибо за статью ,о моем прадедушке. Горжусь.

  2. Сергей

    Добрый день! Спасибо за хорошее добросовестное исследование. В житии сщмч. Владимира Преображенского указано место рождения — с.Троицкое Смоленской губернии, но далее по тексту упоминается место рождения и служения в Кондрово (Троицкое, что на Вздыни) Медынского уезда Калужской губернии. Похоже, что Смоленская губерния здесь ошибочна.
    С уважением,
    Сергей

    • natalyabalyabina

      Сергей, доброго дня! Поясняю по поводу Вашего вопроса. Дело в том, что до Великой Отчественной войны была Смоленская губерния. Потом Калужская область. А село Троицкое с 1938 года вошло в состав города Кондрово.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *