Небесный покровитель моего родного края: Священномученик Владимир Григорьевич Преображенский
Владимир Григорьевич Преображенский родился 03 октября 1873 года в Смоленской губернии, село Троицкое. Проживал в городе Медыни на улице Коммуны в доме № 68.
Был сыном почетного гражданина из духовного звания. Его дед Иван Антонович Преображенский (1792-1855) был сыном священника и сам служил пономарем при храме Святой Живоначальной Троицы с.Троицкого, являлся участником Отечественной войны 1812 года. Начал свое служение с 9 сентября 1814 года, а 13 февраля 1816 года посвящен в стихарь. Всего прослужил 41 год. Его отец Григорий Иванович Преображенский (1827-06.11.1888г.) не пошел по стопам отца, занимался другим видом деятельности.
Владимир Григорьевич получил среднее образование, а после окончания в 1895 году Калужской Духовной Семинарии по II разряду, причислен к Покровской церкви села Логино Калужского уезда — 13 июня 1895 г.. Здесь он служил псаломщиком и в том же году одновременно проходил должность учителя церковно-приходской школы.
10 ноября 1896 года переведен в домовую церковь села Бабаево Калужского уезда, прихода села Никола Долъ при Гурьевских благотворительных заведениях с рукоположением во священника. Здесь он работал законоучителем и одновременно учителем пения. В 1900 году в той же школе преподавал курс пчеловодства. Получил награды за служение: скуфья в 1890, набедренник в 1897 году, 31 января 1900 года – награжден скуфьей. В том же году 09 февраля получил благословение Пресвященнейшего Вениамина Епископа Калужского и Боровского. В 1911 году за ревностное отношение к школьному делу получил благословение Епископа Александра. В 1913 году 6 мая за отличную ревностную службу церкви Божией награжден камилавкою. В 1916 году 6 мая награжден Наперстным крестом. Содержание от Казны получил 141 руб. 12 коп. и за законноучительство 450 руб.
04 мая 1901 года по прошению перемещен Архиепископом Тверским Дмитрием к церкви Знамения Божией Матери, что была в селе Богородском (Млевичи), Новоторжского уезда Тверской епархии. Здесь он законоучительствовал в Млевичской Черенцовской школе.
С 1901 г. По 1908 г. По прошению служил в Тверской епархии.
22 ноября 1901 году по его инициативе было учреждено братство во имя святого Пророка и Предтечи Иоанна, председателем коего он и состоял.
01 декабря 1904 году при этом братстве было учреждено общество народной трезвости. В 1907 году отец Владимир от съезда землевладельцев Новоторжского уезда был избран выборщиком в Тверское Губернское Избирательное собрание для участия в выборах членов третьей Государственной Думы. Но приходили вести из родных мест, и отец Владимир все чаще и чаще вспоминал Калугу, окрестные приходы, Оку — реку, хлебные нивы. Он понимал, что для энергичных проповедников слова Христова и общественных деятелей хватало дел и в Калужской епархии. В 1908 году, дождавшись положительного ответа на свое прошение, он был переведен в Калужскую епархию, Преосвященным Вениамином Епископом Калужским и Боровским.
06 июня 1908 года назначен настоятелем в храм в честь Святой Живоначальной Троицы с.Троицкое на Вздыни Медынского уезда Калужской губернии. Состоял законоучителем и заведующим Троицкой церковью Приходской школы и законоучителем в двухклассной М.Н.П. училища Троицкой фабрики Компании Говарда.
С 08 сентября состоит председателем церковно-приходского Братства Святой Троицы.
В 1916 году отец Владимир был награжден наперстным крестом.
Владимир Григорьевич был женат на Александре Васильевне Преображенской (1875 г.р.),. У них было четверо детей: Мария 11.08.1897г., Павел 14.01.1899г., Николай 01.03.1901г., Анна 06.09.1905г.р.
У Владимира Григорьевича был старший брат Виктор Григорьевич Преображенский, который тоже был священнослужителем.(*упоминается в анкете арестованного).
Годы арестов.
После революционной смуты 1917 года продолжал служить в том же храме.
В 1929 году отец Владимир был арестован и осужден коллегией ОГПУ СССР по ст.58/10 УК за контрреволюционную деятельность, приговорен к 3 годам Исправительно-трудовых лагерей и отправлен в Архангельскую область в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Суровый северный край был особым местом для заключенных, а чудовищные условия содержания людей в концлагере делали возвращения после ссылки абсолютным чудом. Но по воле Божией отец Владимир остался жив. Спасло его только то, что все 3 года он отбывал на «вольном поселении» Ведь в СЛОНе заключенные подвергались ужасным пыткам и зверским издевательствам, здесь людей убивали не только физически, но и духовно.
За свою веру отец Владимир пострадал еще не раз, так, 22 августа 1936 года он вновь был арестован. 09 февраля 1937 года особым Совещание при НКВД СССР был осужден по ст.58-10 УК РСФСР и приговорен к 5-ти годам ссылки в Казахстан. В месте ссылки он работал колхозником в селе Орловка Чаяновского района Южно-Казахтанской области с марта 1937 года по 23 декабря 1937 года.
За свою активную религиозную деятельность, за веру Христову вместе со священником о.Иоанном Мироновским и монахом Виктором (Матвеевым) был арестован в ссылке 24 декабря 1937 года Чаяновским РОВД за контрреволюционную деятельность и за организацию тайного молитвенного дома.(Сохраненный Допрос в конце текста). Во время обыска сотрудники НКВД нашли несколько написанных им стихов религиозного содержания. Все вместе они были приговорены 30 декабря 1937г. к высшей мере наказания – РАССТРЕЛ!
31 декабря 1937 года ровно в 24:00 приговор был приведен в исполнение. К великому сожалению точное место его погребения не известно, был погребен в общей безвестной могиле по месту расстрела .
Реабилитация.
Прокуратурой Чимкентской области 31 мая 1989 года Владимир Григорьевич Преображенский был реабилитирован по 1937 году репрессий. А уже в 2000 году Чимкентская епархия подготовила документы по отцу Владимиру на его канонизацию.
Деянием Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви 12-16 августа 2000 года иерей Владимир Григорьевич Преображенский был канонизирован в чине священномученика!
Священномученик Владимир Григорьевич Преображенский особо почитается на приходе в честь Святой Живоначальной Троицы в г.Кондрово по месту своего рождения и служения, где совершил свою последнюю Литургию! Наш земляк является Небесным покровителем нашего родного Калужского края, города Кондрово и храма в честь Святой Живоначальной Троицы.
В 2018 году — 200-летний юбилей Троицкого храма по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента на территории начато строительство часовни в честь священномученика Владимира (Преображенского). На настоящее время часовня возведена под купол. А 13 октября 2019 года на часовню был торжественно освящен и возведен купол с крестом.
Также в 2018 году была написана икона в честь новомучеников и исповедников Калужских, в числе которых есть образ отца Владимира. Это первое и пока единственное его иконописное изображение.
4 июля 2021 Высокопреосвяященнейший Владыка освятил икону священномученика Владимира Преображенского.
Заключение
До революции 1917 года каждый житель России не мыслил себя без веры и православия. Они вставали и молились Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, Богородице и Святым. А такие люди, как священномученик Владимир Преображенский помогал обрести веру и показывал примером своей благочестивой жизни идеалы христианской любви. В своих проповедях для народа, воспитанием детей в духе православия, рассказывал как нужно жить в соответствии с Божьими Заповедями и в страхе Божием. Уважать и ценить свою семью, как «малую церковь» и прививать любовь к Родине. Организованное им Братство по борьбе с пьянством помогало людям бороться со своими страстями и начать жить со Христом.
К сожалению, Великая Октябрьская революция поставила огромную жирную и кровавую точку по уничтожению семейных ценностей, насильственного насаждения атеизма среди людей, порождая безбожие и вседозволенность. Это стало следствием кровавого террора, угасанию веры православной, разорению культурного наследия нашей Великой Страны, зверскому уничтожению православных храмов и дивных монастырей, которые веками трепетно сохранялись нашими предками.
Но благодаря таким мудрым пастырям, как отец Владимир, который, не смотря на жестокие гонения и ссылки в лагеря остался не сломленным и верным Христу. Привел к вере многих людей и своей мученической кончиной заслужил венцы на Небесах. По словам святителя Иоанна Златоуста, «мучеником делает не только смерть, но и душевное расположение; не за конец дела, но и за намерение часто сплетаются венцы мученические». По промыслу Божию только самые достойные, пострадавшие за веру Христову возводятся в ранг новомучеников и исповедников Российских.
Работа по исследованию биографии отца Владимира еще не завершена и продолжается поиск новых материалов и интересных фактов из его жизни.
*Вся пунктуация данного допроса сохранена
Протокол допроса священника Владимира Преображенского
от 25 декабря 1937 года:
Вопрос: Вы обвиняетесь в принадлежности к к-р группе церковников, принадлежа к которой, систематически проводили а-с работу. Дайте ваши показания по этому вопросу.
Ответ: Ни к какой к-р группе церковников я не принадлежал и считаю, что такой группы, как мне известно, вообще не существует.
Вопрос: Дайте показания о Вашей прошлой к-р деятельности.
Ответ: Я считаю себя виновным только в том, что я религиозный человек. Политически я целиком стою на платформе сов. власти. Никакой
к-р работы я никогда не проводил и меня арестовывали и ссылали только за то, что я верю в религию.
Вопрос: В квартире, где Вы квартировали, имело место проведение религиозных обрядов или нет?
Ответ: Нет, ничего не проводилось.
Вопрос: Следствие располагает данными, что с приездом Вас в пос. Орловку оживилась религиозная деятельность среди населения, и это оживление связано с вашей деятельностью. Дайте правдиво показания.
Ответ: Я ничем не способствовал усилению религиозной деятельности в пос. Орловка. В квартире Тетерина Василия Матвеевича после моего приезда два раза соби-рались старухи и пели духовные стихотворения. Но я, немного послушав их пение, ушел из квартиры. Ушел так же и второй раз. Я слыхал, что такие же сборища происходили и до моего приезда в Орловку.
Допрос прерывается….
Дополнительные показания священника Владимира Преображенского от 25 декабря 1937 года:
Вопрос: При обыске у Вас изъяты Вам принадлежащие стихи к-р содержания. Кем они были написаны и для какой цели?
Ответ: При обыске у меня изъяты три стихотворения, два из них «Сон ссыльного иерея» и «Дума старого пастыря в ссылке» написаны лично мною, «Орленок» списан — не знаю где. Я лично не нахожу, чтобы эти стихи были контр-революционного содержания. Я писал о своих личных думах и переживаниях. Хранил их как собственные произведения, а «Орленок» как память о своем убитом сыне. Эти стихи никому я не распространял, если не сказать, что одно из них «Дума пастыря в ссылке» я послал своему старшему брату.
Больше показать ничего не могу.
«МЕМОРАНДУМ….Преображенский В. Г. писал стиха к-р характера, которые распространял среди населения: М. Е. С-вой.
Выписка из архивного дела обвинительного заключения: « Преображенский Владимир Григорьевич — в том, что являясь участником к-р группы церковников организовал нелегальный молитвенный дом, писал и распространял к-р содержания стихи, нелегально проводил религиозные обряды. Виновным себя не признал, но изобличается показаниями свидетелей».
СОН ССЫЛЬНОГО ИЕРЕЯ
О, Господи, Боже! Всещедрый Спаситель!
Меня, знать, здесь в ссылке совсем Ты забыл?!
А жил, когда дома я — мой Покровитель,
Утешитель, Друг и Отец Ты мне был.
Тогда там всесильной Твоею рукою
Всегда был я сыт, был обут и одет,
И милость Твоя там была надо мною,
Хранил Ты меня от несчастий и бед.
Я жизнью счастливой тогда наслаждался,
Мне сильно хотелось работать и жить.
И в жизни той сладкой всегда я старался
Твое снисхожденье к себе заслужить.
А здесь вот в неволе я раб злой, лукавый
Должно быть прогневал чем-либо Тебя?
И Ты непрестанно, о, Боже мой правый,
Караешь десницей Своею меня.
Здесь голод и холод меня донимают,
Шпана здесь житья никому не дает;
И все мы здесь бедны, про то она знает,
Но все ж днем и ночью крадет и крадет!..
Живу я здесь, жалкий, и сильно скучаю,
Ни в чем утешенья, отрады мне нет.
К кому мне прибегнуть, что делать — не знаю.
И стал мне противен и пуст белый свет.
А сколько на ниве Твоей я трудился,
Чтоб грешные души к Тебе привести,
А здесь сам в нужде от Тебя отдалился,
Но Ты меня, падшего, Боже, прости!…
Спаси меня, Щедрый, избавь от роптанья,
Не дай впасть в отчаянье злое навек.
Молю, облегчи мою чашу страданья,
Я старый, я слабый, больной человек.
Такими словами всем сердцем молился
Отец Сергий, пастырь преклонных годов.
Он в ссылке второй уже раз находился
И вот, здесь в отчаянье впасть был готов.
Но бодрствует Вечный и всех охраняет,
Не хочет погибели грешных рабов,
И старцу чудесный Он сон посылает,
Спасая тем самым от вражьих оков.
Он видит: идет к нему скорбный Спаситель
С терновым венцом на кровавом челе.
Идет грешных душ всех безмездный Целитель,
Утешитель всех, погибавших во зле.
Хитон Его белый, как солнце сияет,
А по низу яркие звезды горят.
Сонм ангелов светлых Его окружает,
На лик Его чудный не смея взирать.
И пал на колени отец поскорее,
От страха склонившись к земле головой.
Видение дивное видеть робея,
Не зная, что будет со грешной душой…
А кроткий Спаситель своею рукою
Коснувшись главы его, тихо сказал:
«Зачем ты лишаешь себя здесь покоя,
Зачем в малодушество злое здесь впал?!
Зачем, маловер, Ты во мне усомнился?
Зачем так бесстрашно роптал на Меня?
Что будто бы Я от тебя отдалился,
Что будто бы Я позабыл здесь тебя?
Я знаю все здешние ваши страданья,
Я вижу, как тяжко живется здесь вам!
Но знай, что все это дано в испытанье
Всем верным и преданным Богу рабам».
Сказавши речь эту, Христос удалился,
Оставив отца на коленях стоять.
Но тут он проснулся и много дивился,
Что Бог удостоил сей сон ему дать.
И после отрадно на сердце так стало,
Сокрылись отчаянье, ропот, печаль…
Как будто на крыльях все это умчало
Куда-то туда, в бесконечную даль!
И старцу с тех пор никогда не случалось
Жить в прежде отчаянной острой нужде.
Чем дальше — тем легче ему здесь дышалось
И твердо он помнил, что видел во сне.
Тем сном он в дальнейшем всегда укреплялся,
Всегда бодрость духа он в нем находил,
И чаще, чем прежде к Христу устремлялся,
Прося, чтоб и впредь Он его не за был.
4/VI-22V — 1936 г. «Старый Соловчанин»
Владимир Григорьевич Преображенский».
Автор заметки Н.А.Балябина.
ВАЖНО!!!При использовании материала обязательно указание активной ссылки на данную статью и её автора.
В данной статье использованы архивные материалы, переписка с исследователями, по результатам исследовательской работы была представлена работа на XV Образовательно-культурный форум «Мой род – мой народ» под названием «Небесный покровитель моего родного края священномученик Владимир Григорьевич Преображенский», докладчик ученик 6 класса «В» Кондровской средней школы №1 Н.С.Балябин.
Список используемой литературы и материалов:
- Архив КНБ по Южно-Казахстанской области, дело № 2041
- Архив по Калужской и Смоленской области, дело № 4082
- Интернет-портал: Храмы России. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Логино-Покрова
- Открытый список жертв политических репрессий в СССР http://openlist.ru
- «Крест на Красном обрыве», Примечание к части 1, стр. 112 издательство Святителя Игнатия Ставропольского, 2002 г. Автор Вера Королева
- Деяния Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ-века. Москва, 12-16 августа 2000г.
- Архив Казахстанской митрополии (электронный)
- Региональный общественный фонд Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви www.fond.ru
- Жертвы политического террора в СССР www.lists.memo.ru
- Журнал «Православный христианин», издательство Калужская епархия, май, 2018 год. Автор: Метальникова Е.В.
- РГИА г.Санкт-Петербург, ф.799, оп.31, д.73
Устав «Братства во имя Святой Троицы» Медынского уезда, Калужской губернии, г.Калуга, типография Губернского правления, 1909год.
- РГИА, ф. 799, оп. 31, д. 73
- Л. 128
- Устав Братства во имя Святой Троицы, в с. Троицком, что на Вздыни, Медынского уезда, Калужской губернии.
- г.Калуга. Типо-литография Губернского Правления.1909. Л. 129 об. Л. 130 Устав Братства во имя Святой Троицы, в с. Троицком, что на Вздыни, Медынского уезда, Калужской губернии.
Продолжается работа по сбору информации по о.Владимиру в архивах!
Просмотрено (851)раз
Спасибо за статью ,о моем прадедушке. Горжусь.
Добрый день! Спасибо за хорошее добросовестное исследование. В житии сщмч. Владимира Преображенского указано место рождения — с.Троицкое Смоленской губернии, но далее по тексту упоминается место рождения и служения в Кондрово (Троицкое, что на Вздыни) Медынского уезда Калужской губернии. Похоже, что Смоленская губерния здесь ошибочна.
С уважением,
Сергей
Сергей, доброго дня! Поясняю по поводу Вашего вопроса. Дело в том, что до Великой Отчественной войны была Смоленская губерния. Потом Калужская область. А село Троицкое с 1938 года вошло в состав города Кондрово.