Неделя 28-я по Пятидесятнице
Братья и сестры!
Предлагаем вашему вниманию Священное Писание, читаемое в это воскресенье в храме и его толкование.
Кол. 1:12–18
благодаря́ще Бо́га и Отца́, призва́вшаго ва́съ въ прича́стiе наслѣ́дiя святы́хъ во свѣ́тѣ, | благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, |
и́же изба́ви на́съ от вла́сти те́мныя и преста́ви въ ца́рство Сы́на любве́ своея́, | избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, |
о не́мже и́мамы избавле́нiе кро́вiю его́ и оставле́нiе грѣ́ховъ, | в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, |
и́же е́сть о́бразъ Бо́га неви́димаго, перворожде́нъ всея́ тва́ри: | Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; |
я́ко тѣ́мъ создана́ бы́ша вся́ческая, я́же на небеси́ и я́же на земли́, ви́димая и неви́димая, а́ще престо́ли, а́ще госпо́дствiя, а́ще нача́ла, а́ще вла́сти: вся́ческая тѣ́мъ и о не́мъ созда́шася: | ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; |
и то́й е́сть пре́жде всѣ́хъ, и вся́ческая въ не́мъ состоя́тся. | и Он есть прежде всего, и все Им стои́т. |
И то́й е́сть глава́ тѣ́лу це́ркве, и́же е́сть нача́токъ, перворожде́нъ изъ ме́ртвыхъ, я́ко да бу́детъ во всѣ́хъ то́й пе́рвенствуя: | И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, |
Профессор Александр Павлович Лопухин.
Толковая Библия. Толкование на Послание Святого Апостола Павла к Колосянам
Кол.1:12. благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
Стих этот и последующие стоит в зависимости от слов Кол.1:9: «не перестаем молиться». Ап. вместе с молитвою о Колоссянах соединяет благодарность Богу и Отцу. – «Призвавшего» – точнее: сделавшего способными, годными (Ικανωσαντι). – «Нас» – вообще христиан. – «К участию точнее»: к части (εις τ. μερίδα). Каждому христианину предлежит получить свою особую часть блаженства в царстве славы или общего наследия (τού κΛήρου). – «Святых» – христиан вообще. – «Во свете», – т. е. осиянных светом Христовым.
Кол.1:13. избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
Бог избавил нас от власти тьмы или сатаны и ввел или точнее: переставил, пересадил в новую область – в Царство Христа. Ап., очевидно, имеет здесь в виду растение, которое сначала растет очень плохо в темноте, а потом развивается во всей красе, будучи пересажено на солнце. – «В Царство», – т. е. в Церковь. – «Сына Возлюбленного» – точнее: Сына любви Своей. Это родит. происхождения, указывающий на рождение Сына Божия из существа Бога Отца (Мухин ).
Кол.1:14. в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
Ср. Еф 1:7.
Кол.1:15. Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
Колосские лжеучители низводили Христа в разряд тварных существ, и Апостол в опровержение такого взгляда на Христа изображает Его здесь как «образ Бога невидимого» . Человек есть также образ Божий (Быт 1:26), но Христос есть первообраз, ни в чем не отличающийся от существа Отца, иначе сказать – Единосущный Сын Божий (самое слово είκών, по объяснению Иоанна Златоуста, указывает на полное, совершеннейшее сходство с Отцом). – «Невидимого». Отсюда надо заключить, что Ап. имеет в виду Христа тоже как «невидимого», в состоянии до Его воплощения. «Если Бог невидим, то и образ Его также невидим, потому что в противном случае Он не был бы образом» (Златоуст). – «Рожденный прежде всякой твари». Если Христос рожден и, следовательно, существовал прежде, чем начала свое бытие тварь, то, значит, Он вечен, Он – Бог.
Кол.1:16. ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано;
Вечность Христа Ап. доказывает в частности тем, что во Христе создано все, т. е. в Нем (ἐν αὐτῷ) заключался от вечности весь мир в своем потенциальном бытии. – «Создано» – έκτίσθη – в один известный момент, создано, как вполне законченное целое… – «Престолы ли»… Так как Колосские лжеучители ставили Христа наряду с ангелами, то Апостол здесь особо отмечает то обстоятельство, что и ангелы, начиная от высших («престолы») и кончая низшими («власти»)2 также сотворены Христом. – «Все Им» – δι᾿ αὐτοῦ. Христос является здесь как посредник, чрез Которого создано все существующее. – «Для Него создано», т. е. создано так, что Он именно все содержит в Своей власти, о всем промышляет (εις αυτόν). «Создано» – έκτισται – прош. сов. время для обозначения того, что отношения Христа к сотворенному миру продолжаются.
Кол.1:17. и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
Так как Христос есть Творец всего, то все находит в Нем себе поддержку. Ап., таким образом, повторяет мысль, высказанную в двух предыдущих стихах, чтобы она тверже запечатлелась в сознании читателей, которых смущали лжеучители.
Кол.1:18. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство:
Теперь Апостол изображает Христа как Богочеловека. Тут Он выступает, прежде всего, как глава Церкви (см. Еф 1:22–23). Ап. объясняет почему Христос стал главою Церкви: Он – начаток вообще или начало всего (αρχή) и, в частности первенец из мертвых (см. 1Кор XV:20, 23). – «Во всем» – т. е. во всех отношениях.
Лк. 17:12–19
Входя́щу же ему́ въ нѣ́кую ве́сь, срѣто́ша его́ де́сять прокаже́нныхъ муже́й, и́же ста́ша издале́ча: | И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали |
и ті́и вознесо́ша гла́съ, глаго́люще: Иису́се наста́вниче, поми́луй ны́. | и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. |
И ви́дѣвъ рече́ и́мъ: ше́дше покажи́теся свяще́нникомъ. И бы́сть иду́щымъ и́мъ, очи́стишася. | Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. |
Еди́нъ же от ни́хъ, ви́дѣвъ, я́ко исцѣлѣ́, возврати́ся, со гла́сомъ ве́лiимъ сла́вя Бо́га, | Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, |
и паде́ ни́цъ при ногу́ его́, хвалу́ ему́ воздая́: и то́й бѣ́ самаряни́нъ. | и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. |
Отвѣща́въ же Иису́съ рече́: не де́сять ли очи́стишася? да де́вять гдѣ́? | Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? |
ка́ко не обрѣто́шася возвра́щшеся да́ти сла́ву Бо́гу, то́кмо иноплеме́нникъ се́й? | как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? |
И рече́ ему́: воста́въ иди́: вѣ́ра твоя́ спасе́ тя. | И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. |
Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский. Толкование на Евангелие от Луки
Лк.17:11. Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею.
Лк.17:12. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
Лк.17:13. и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
И отсюда всякий может познать, что никому ни что не препятствует богоугождать Богу, хотя бы он был из проклятого рода, но лишь только бы имел доброе произволение. Вот «десять человек прокаженных» встретили Иисуса, когда Он имел войти в один город. Встретили они Его вне города, ибо им, так как они считались нечистыми, не позволялось жить внутри города (Лев. 13, 46). Они остановились «вдали», как бы стыдясь мнимой своей нечистоты и не смея приблизиться в той мысли, что и Иисус возгнушается ими, как прочие то делали, возвышают голос и просят милости. По месту они стояли вдали, но по молитве стали вблизи. Ибо Господь близок ко всем призывающим Его в истине (Пс. 144, 18). Они просят милости не как от простого человека, но как от такого, который выше человека. Ибо они называют Иисуса Наставником, то есть Господином, Попечителем, Надзирателем, что очень близко к наименованию его Богом.
Лк.17:14. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
Он (Иисус) повелевает им (прокаженным) показаться священникам. Ибо священники осматривали таковых, и от них сии принимали решение, чисты ли они от проказы, или нет (Лев. 13). Священники имели признаки, по коим они отмечали неизлечимую проказу. Да и тогда, когда кто заболел проказой, потом выздоровел, священники осматривали, и им приносили дар, какой повелено в Законе. Здесь же, когда прокаженные были непререкаемо таковы, какая была им нужда показаться священникам, если они не имели быть очищенными совершенно? Повеление им пойти к священникам указывало не на другое что, как на то, что они сделаются чистыми. Поэтому и сказано, что они, идя дорогой, очистились.
Лк.17:15. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
Лк.17:16. и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
Но смотри, как мы и сначала говорили, из десяти человек девять, хотя они были и израильтяне, остались неблагодарными. А самарянин, хотя был и чуждого рода, возвратился и высказал свою признательность (а самаряне были ассирияне), чтобы никто из язычников не отчаивался, и никто из происходящих от святых предков сим не хвалился.
Лк.17:17. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
Лк.17:18. как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
Лк.17:19. И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Чудо сие намекает и на общее спасение, бывшее для всего рода человеческого. Десять прокаженных обозначают всю природу человеческую, прокаженную злобой, носящую на себе безобразие греха, живущую за нечистоту свою вне города небесного и отстоящую далеко от Бога. Это самое отстояние вдали от Бога ходатайствовало о милости. Ибо для человеколюбивого и желающего всех спасти и облагодетельствовать Бога самое сильное побуждение к милости – видеть, что никто не участвует в благости. По этому-то самому Он преклонился уврачевать находящихся в таком положении. И хотя Он уврачевал всю прокаженную природу, воплотившись и вкусив смерть за всякого человека, однако иудеи, несмотря на то, что со стороны Господа очищены от всех нечистот прокаженного греха, оказались неблагодарными и не обратились от суетного своего пути, чтобы дать славу Спасителю Богу, то есть поверить Ему, что Он, истинный Бог, благоволил претерпеть самые тяжкие страдания. Ибо Плоть и Крест суть слава Божия. Итак, они Воплощенного и Распятого не признали Господом славы. А язычники, народ чуждый, признали очистившего их и прославили Его верой, что Бог столько человеколюбив и силен, что ради нас принял на Себя крайнее бесчестие, что составляет дело человеколюбия, и, приняв оное, никакого вреда не потерпел в Своем естестве, что составляет дело могущества.
Просмотрено (24)раз