Дело не в том, как читать Священное Писание, а чтобы читать. Там движется Дух Божий, и движет душу читающего.
Феофан Затворник
Дорогие братья и сестры!
Предлагаем вашему вниманию видео с краткими лекциями-толкованиями и текст. Главы 11 и 12.
Вместе с отцом Олегом Стеняевым мы продолжаем читать Евангелие от Матфея.
В сегодняшней лекции свидетельство Иисуса Христа об Иоанне Крестителе. Предупреждение Спасителя о тех, кто не послушался Его проповеди. Обращение к Отцу Небесному.
Комментируя 12-ю главу, священник Олег Стеняев рассказывает о том, что такое суббота в ветхозаветном понимании и в новозаветном.
ГЛАВА 11
«И когда окончил Иисус наставление двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их» (Мф. 11:1).
В десятой главе мы узнаем о том, как Христос наставлял Своих учеников идти и проповедовать Слово Божие. Здесь Спаситель Сам отправляется «учить и проповедовать в городах их». Христос учит не только словом, но и Своим примером.
Апостол Петр писал о Христе:
«…Пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет. 2:21).
Ибо истинный учитель наставляет не только словом, но и действием. В некоторых случаях Христос давал ученикам урок даже Своим молчанием.
И далее мы читаем: «Иоанн же, – то есть Иоанн Креститель – услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого»? (Мф. 11:2-3).
Дословно фраза «Ты ли Тот», на греческом звучит «Ты ли Грядущий»? Казалось бы, как мог Иоанн Креститель усомниться во Христе, если он был свидетелем Богоявления? Когда Предтеча крестил Сына Божия в водах Иордана, он видел Духа Святого, Который в виде голубя парил над головой Спасителя, и с небес был слышан глас Бога Отца, Который свидетельствовал о Возлюбленном Сыне, что Он истинно Христос, Мессия, Сын Божий.
Святые отцы объясняют, что на самом деле сомнение коснулось не сердца Иоанна Крестителя, а сердец некоторых из его учеников. И он, как бы, берет их сомнения на себя и отправляет их ко Христу, чтобы они спросили у Самого Спасителя, понимая, что, когда ученики придут к Иисусу, они не только услышат ответ, но и увидят Его чудесное действие.
И далее мы читаем: «И сказал им Иисус в ответ…», когда они (ученики Иоанна Крестителя), пришли и сказали Ему, то есть Христу: Ты ли Тот, Который должен прийти или ожидать нам другого?
«И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются, и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют, и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11:4-5).
Ведь тем блаженным был, прежде всего, Иоанн Креститель, который имея удивительное свидетельство о Христе, конечно же, не мог соблазниться о Нем. Теперь же и ученики Предтечи могли говорить не только о том свидетельстве о Христе, которое слышали от Него Самого, но и о том, что видели в действиях Сына Божия.
Далее Христос говорит о Своем отношении к Иоанну Крестителю.
«Когда же они пошли, – читаем мы далее – Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: “се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою”» (Мф. 11:7-10).
Действительно, Иоанн Креститель был удивительным пророком, потому что он сам сподобился пророчеством о себе, которое было записано в Ветхом Завете. И это исключительный случай, когда в Ветхом Завете дается пророчество о пророке. Мы находим это пророчество в Книги пророка Малахии, третья глава, первый стих.
И Христос цитирует эти слова: «Ибо он тот, о котором написано: “се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою”» (Мф. 11:10).
Далее Господь говорит: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11:11).
Эти слова требуют объяснения. Итак, Иоанн Креститель – самый великий из всех ветхозаветных пророков. И, из рожденных женами, не восставал больший Иоанна Крестителя, но меньший в Царстве Божием, в Царстве Небесном больше его.
О чем здесь говорит Христос? Существует объяснение, согласно которому Христос сравнивает Иоанна Крестителя со своими учениками, апостолами, являвшимися, без сомнения, «малым стадом» Иисуса Христа и занимавшими, несмотря на свое небольшое количество, очень высокое положение в глазах Бога, будучи не только служители Закона (Закон исполнял и Сам Христос), но и предвозвестниками Евангелия Царства Божия, что значительно выше самой проповеди Иоанна Крестителя.
С другой стороны, мы читаем следующие слова: «…Но меньший в Царстве Небесном больше его», то есть больше Иоанна Крестителя. Это свидетельство о том, что всякий христианин, крещеный и миропомазанный, по своему «благодатному» статусу значительно выше любого ветхозаветного праведника, и даже такого пророка Божия, как сам Иоанн Креститель.
Все-таки, Иоанн Креститель умирает за порогом Нового Завета. Он являлся зарею, которая предвосхищала восход Солнца – Христа. То, что мы называем проповедью Евангелия, начинается после того, как он был пленен и оказался в пустыне.
Разница же между Ветхим и Новым Заветами столь велика, что Златоуст однажды воскликнул: «Как небо отстоит от земли, так Новый Завет выше Ветхого».
Ветхий закон никого не довел до совершенства, а то, что мы имеем во Иисусе Христе – это возможность быть и царственным священством, и чадами Божьими по благодати. Поэтому, каждый крещеный, миропомазанный, тем более причастник Тела и Крови Христовой, выше по своему статусу любого ветхозаветного праведника и даже пророка.
Далее Христос говорит: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силой берется, и употребляющий усилие восхищает его» (Мф. 11:12).
Христос говорит об усилиях веры, проявляя которую, человек обретает подлинное спасение. Все ветхозаветные праведники сходили душою во ад, и освободились из преисподней вместе с Иоанном Крестителем, Давидом, Моисеем лишь тогда, когда Христос, сойдя в шеол, вывел их из этого печального места.
Усилие веры, которое требуется от каждого христианина, обеспечивает ему спасенным уже в этой жизни. Для верующего переход в иную жизнь – это радостная встреча с Иисусом Христом, Которого он нашел еще во дни своего земного бытия.
И, в этом смысле, та часть нашей жизни, которую мы, православные христиане, проводим в молитве, в изучении Слова Божия, участвуя в богослужении, в Таинствах Церкви, уже принадлежит не жизни временной, но жизни вечной.
То есть, еще живя на земле, мы, по благодати, становимся причастниками жизни вечной на Небесах. Это позволило апостолу Павлу однажды воскликнуть, что, во Христе Иисусе, мы, христиане уже посажены на Небесах одесную Бога Отца.
«От дней же Иоанна Крестителя и доныне Царство Небесное силой берется, и употребляющие усилие – то есть усилие веры – восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Мф. 11:12-13).
Имеются ввиду времена Ветхого Завета.
«И если хотите принять, – говорит далее Христос – он – то есть Иоанн Креститель – есть Илия, которому должно прийти. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 11:14-15)
И, действительно, у пророка Малахии (4 глава, 5 стих), мы находим пророчество о том, что перед пришествием Христовым в этот мир явится пророк Илия, тот самый пророк Илия, который на огненной колеснице был живым восхищен на небеса.
Однако, не следует думать, что Иоанн Креститель – это некая реинкарнация пророка Илии. Это было бы ошибочным представлением. На самом деле Иоанн Креститель подобен Илии, потому что он в духе ревности пророка Илии начинает свою проповедь в пустыне. Как, кстати, и ученик самого Илии – Елисей, на котором дух Илии почил в два раза сильнее, чем на самом Илии.
Поэтому Христос и говорит: «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти» (Мф. 11:14).
То есть Илия еще придет. Он придет во дни антихриста, когда Бог пошлет с небес двух человек: Илию и Еноха, о которых в Ветхом Завете говорится, что они были взяты живыми на Небеса. Илия и Енох будут обличать антихриста и проповедовать правду Закона Божия и святость Евангелия.
То есть Иоанн Креститель явился в силе духа пророк Илии, а сам пророк Илия еще придет. И далее Христос говорит: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 11:15).
То есть речь идет о тайнах, которые открыты не для всех, но лишь для тех людей, которые имеют тонкий духовный слух и могут распознать смысл этих таинственных слов.
Далее Христос говорит:
«Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: “мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали”. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: “в нем бес”. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: “вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам”. И оправдана премудрость чадами ее» (Мф. 11:16-19).
Имеется в виду премудрость этого века.
Действительно, образ жизни Иоанна Крестителя, который был очень аскетичным, не смог образумить иудеев. Образ жизни Сына человеческого – Христа, с Его миссионерской открытостью – также не смог убедить их. Они как дети, которые слышали грустные песни и не плакали, веселые и не радовались.
Далее Христос начинает упрекать города, в которых в наибольшей степени была явлена Его сила. И мы читаем с двадцатого стиха и ниже одиннадцатой главы Евангелия от Матфея.
«Тогда начал Он упрекать города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: (Мф. 11:20) горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (Мф. 11:21-24).
О чем эти слова? Они свидетельствуют о том, что для Бога история имеет обратное наклонение. Иными словами, Христос как бы говорит о том, что если бы в древние города, которые были разрушены по прямому Божьему указанию, явился бы Христос со Своею проповедью, то эти города сохранились бы. Бог бы переменил Свой гнев на милость. А жители иудейских городов оказались более невосприимчивыми к Слову Божию, чем жители древних нечестивых городов.
Эта тема очень интересная, потому что мы часто задаемся вопросом: а как бы спаслись индейцы Северной и Южной Америки, до того, как Колумб (кстати, неправославный человек) открыл эти земли?
Повторюсь, для Бога история имеет обратное наклонение. И Святые отцы учат, в частности мы можем найти это у Феофилакта и у других, что Бог будет судить все народы и племена, исходя из того, как бы они себя повели, если бы они жили во дни Иисуса Христа, видели все Его чудеса и слышали все Его наставления. Для нас это тайна…
Христос показывает, что гордость жителей Капернаума значительно хуже преступлений Содома и Гоморры.
«И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (Мф. 11:23-24).
Почему земле Содомской будет отраднее? По той причине, что жители Содома были наказаны во дни своей земной жизни. Здесь действует принцип, согласно которому за одно преступление дважды не наказывают. И, понеся наказание за свои грехи в этой жизни, они могут рассчитывать на некое снисхождение в жизни будущей. Как сказано в Писании:
«Горе тебе…грабитель, которого не грабили!…» (Ис. 33:1).
А если грабитель был ограблен, то он уже понес наказание за свои грехи и преступления.
Далее мы читаем:«В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение. Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:25-27).
Здесь Христос говорит, что для того, чтобы понять истинное христианство, надо иметь простое сердце, открытое сердце, как у младенцев. И Он благодарит Бога за то, что Он скрыл многое от умных и разумных, какими были книжники и фарисеи, и открыл истинное Евангелие тем, которые были просты как младенцы. Речь идет об апостолах, среди которых преобладали люди простые, незнатные – рыбаки, пастухи и т. д.
И далее звучат слова, полные надежды, несущие глубокий христианский смысл. Это призыв Христа ко всему роду человеческому. Иисус говорит:
«Придите ко Мне все…» (Мф. 11:28).
Если Христос говорит: придите ко Мне все, Он имеет в виду и тебя и меня, всех людей, когда-либо живших на земле, живущих ныне, и тех, которые будут жить.
«Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).
На кого трудятся эти труждающиеся, и чем они обременены? Имеются ввиду труждающиеся на дьявола и обремененные грехами. Христос, как новые Моисей, призывает учеников к всецелому освобождению. Но то, что было невозможно для Моисея, который смог освободить еврейский народ лишь от физического рабства, Иисус Христос, силой собственного Божества, освобождает нас и от рабства греха, рабства дьяволу и от рабства страха смерти.
«Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30).
А что означают эти последние слова 11-ой главы Евангелия от Матфея: «…ибо иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф. 11:30)?
Христос в Своем Первом пришествии пришел не судить этот мир, а спасти его. И действие благодати, призывающей, освещающей, оправдывающей через Иисуса Христа – это легкое благо, легкое бремя, возможность для каждого, проявив веру, обрести спасение во Христе и со Христом для себя и для своих ближних.
ГЛАВА 12
Комментируя 12-ю главу, священник Олег Стеняев рассказывает о том, что такое суббота в ветхозаветном понимании и в новозаветном.
Кто Господин субботы? Исцеления Спасителем. Прообраз Ионы пророка. Братья Иисуса — кто они? Обо всем этом и не только, в сегодняшней лекции.
«В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что значит: “милости хочу, а не жертвы”, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф. 12:1-8).
О чем здесь идет речь? Прежде всего, следует понять, что такое суббота в ветхозаветном и в новозаветном понимании.
Суббота – это день покоя, который также является днем-памятником Божьему миротворению, ибо Бог в шесть дней сотворил весь мир, а в седьмой день, субботний, почил от всех дел Своих.
И заповедь Божия устанавливала, что шесть дней иудеи должны были делать свои обычные дела, а в седьмой день – день покоя, нельзя было делать ничего. Этот день всецело посвящался Богу.
Христос идет с учениками по полю. Апостолы начинают срывать колосья, растирать их руками, сдувать шелуху и есть эти зерна. То есть они выполняли действия, которые, с точки зрения некоторых иудеев (не всех) того времени, считались предосудительными.
Кто-то может спросить: а разве они шли по своему полю? Разве, когда ты идешь по чужому полю, можно срывать колосья и есть их? Тем более в субботу. На самом деле, такое право им предоставлял Закон Божий, ибо в Пятикнижии Моисея упоминается заповедь о «пэа» (на иврите «край поля»). Согласно Торе, даже, когда собирали урожай, край поля оставался нежатым именно на тот случай, когда странники будут проходить по этому полю. Они могли бы смело срывать колосья пшеницы с этого поля (или, например, виноград в винограднике), как и все нуждающиеся и вкушать эту пищу. Закон Божий это позволял. И даже жнецы, работавшие на поле, или садовники не имели права собирать полностью весь урожай. Они должны были оставлять и виноград, и колосья пшеницы, и яблоки и другие плоды на деревьях с тем, чтобы нуждающиеся из народа Божия могли бы прийти в этот сад или на это поле и утолить голод.
На самом деле, иудейская жизнь того времени, в понимании законоучителей, предполагала, что есть три действия, которые являются проявлением праведности, даже если ты выполняешь эти действия во время субботы: посещать больных, заниматься сватовством и хоронить умерших. Христос указывает еще на одно действие: священники в субботу, совершая какие-то обряды, не нарушают шаббат, хотя внешне это выглядело именно так.
Учение Иисуса Христа о субботе – это учение о духовном покое. И, если евреи шесть дней делали свои обычные дела и только один день в неделю посвящали Богу, то христианин должен каждое свое действие воспринимать как священное. Нам следует посвящать Богу не один день в неделю, а каждый день. Понедельник, вторник, среду, четверг, и пятницу мы также должны наполнять религиозным содержанием.
Как сказано в Новом Завете:
«И все, что вы делаете, словом или делом, делайте во имя Господа Иисуса Христа…» (Кол. 3:17).
Духовный покой, ибо слово суббота (по евр. «шаббат») означает покой, – это и есть Сам Христос, Который говорит о Себе:
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).
То есть, подлинный покой достигается только со Христом и во Христе. «Посему для народа Божия, – то есть для христиан, – остается «субботство» (Евр. 4:9). Речь идет не о субботе в ветхозаветном понимании, а о «субботстве», как непрерывном пребывании в покое, пребывании во Христе. Ибо если мы с Ним, то чувствуем полное отдохновение.
Пребывание же вне Христа – это абсолютное беспокойство, хаос и тьма.
И мы читаем далее:
«И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий сухую руку» (Мф. 12:9-10).
Здесь как бы идет продолжение субботней темы.
«И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?» (Мф. 12:10)
Мы помним, что навещать больных в субботу, в понимании иудаизма того времени, было добродетелью. Здесь же Иисусу задают вопрос: можно ли исцелять в субботы?
На самом деле, Христос принимает участие в дискурсе между двумя раввинистическими школами: школой Шаммая и школой Гиллеля. Иногда Он действует как бы отталкиваясь от известной позиции школы Шаммая, в других случаях – от позиции школы Гиллеля. Он обличает фарисеев словами их же законоучителей.
Итак, Его спросили, чтобы обвинить:
«…Можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро» (Мф. 12:10-12).
И школа Гиллеля это вполне допускала.
«Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая. Фарисеи же, выйдя (Мф. 12:13-14) – скорее всего эти фарисеи представляли школу Шаммая –
имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда» (Мф. 12:14).
На самом деле, Христос чудом исцеления даровал покой этому человеку, который имел сухую руку. Он исцелил его от этого беспокойства, от болезни, от которой этот мужчина уже, скорее всего, измучился.
И далее мы читаем: «И последовало за Ним множество народа…» (Мф. 12:15).
Окружающие видели, что Иисус несет благо, в отличие от слишком упертых книжников, фарисеев, законников, которые порою были бессердечными людьми.
«И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: “Се, отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него (Мф. 12:15-18) – это свидетельство Бога Отца о Боге Сыне через пророка Исаию – и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улице голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы”» (Мф. 12:18-21; Ис. 42:1–4).
Для нас очень важны вот эти слова: «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит». Что они означают? Может быть твоя вера столь же слаба, как надломленная трость. Коснись ее, и все, она развалится. Или она подобна льну курящемуся. Махни рукой, и он погаснет. Но Христос хочет оберегать в человеке и такую слабую веру, поддерживать и усиливать ее, дать ей расти.
И далее мы читаем эти удивительные слова из пророка Исаии:
«…И на имя Его будут уповать народы» (Мф. 12:21).
Действительно, иудаизм был религией одного народа, а через христианство Закон Божий стал достоянием многих народов – христианских народов. Это случилось, когда по-настоящему исполнились слова данного пророчества: «И на имя Его, – то есть отрока Божия, Сына Божия, – будут уповать народы».
И далее мы видим реакцию книжников и фарисеев на чудеса, которые творил Иисус.
«Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть» (Мф. 12:22).
Казалось бы, такое благо, – слепой начал видеть. Этот же слепой, который был и немым, стал говорить.
«И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?» (Мф. 12:23)
А вот реакция фарисеев была немножко другой:
«Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Мф. 12:24).
То есть, не зная кому приписать силу, которой действует Христос, они приписывают ее лукавому.
И что отвечает им Иисус?
«Но Иисус, зная помышления их…» (Мф. 12:25).
Когда Писание сообщает нам, что Спаситель видит и знает помышления людей – это свидетельство того, что Христос – Истинный Бог, потому что то, что в человеке знает лишь сам человек и Дух Божий, Который объемлет Собою все.
«Но Иисус, зная помышления их сказал им: всякое царство, разделившиеся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями» (Мф. 12:25-27).
О чем говорит Господь? О том, что «сыновья», то есть молодые фарисеи – дети тех, которые обличали Его, пытались изгонять из бесноватых злых духов, но у них ничего не получилось.
«И если Я силой веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силой изгоняют?» (Мф. 12:27).
То есть, они уже не могут изгнать бесов.
«Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божьем изгоняю бесов, то конечно достигло вас Царствие Божие. Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его» (Мф. 12:27-29).
То есть Христос Божественным действием ограничивал власть дьявола над больными людьми и давал этим людям исцеление.
Далее Господь говорит:
«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30).
Эти слова не потеряли своей актуальности и в наше время. Они относятся к людям, которые поддерживают или не поддерживают Церковь.
«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31-32).
Почему Христос так говорит? Потому что многие люди не понимали, что Он Сын Божий. Они видели в Нем простого человека. Если же кто-то говорит другому человеку обидные слова, его можно простить. Но если этот кто-то понимает, что перед ним Сын Божий, который действует силою Духа Святого, и все равно выступает против Него, то речь уже идет о грехе богохульства, который не имеет оправдания.
Что такое хула на Духа в понимании Святых отцов? Это неверие в Божественное милосердие и в Божественную любовь, которая проистекает от силы Святого Духа. Святой Дух изливает любовь Божию в сердца многих и многих людей. Тот, кто начинает сомневаться в действии Святого Духа, не прибегает к покаянию, а не прибегая к покаянию, он не имеет надежды на спасение. Он не прибегает к покаянию потому, что не верит в Божье милосердие, в Божью Любовь и не ищет Божьего прощения. Это как замкнутый круг.
Мы должны осознавать, что действие Бога, дарование благодати Духа Святого – это всегда излияние Божественной любви. Как пишет апостол Павел:
«…Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым…» (Рим. 5:5).
И если кто-то отказывается принимать Божье милосердие, Божью любовь и представляет Бога жестоким и мстительным – это страшное оскорбление Божественной сущности.
И далее Христос приводит пример: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду» (Мф.12:33).
Если поступки Христа приносят исцеления людям, освобождение от многих недугов, Он действует благодатью Духа Святого и Силой Собственного испостасного Божества. Исцеления проистекают от Бога, и люди должны были в этом видеть благо, а не спорить с действиями Спасителя.
Далее Христос произносит очень серьезные слова, которые являются характеристикой жестокости этих людей, скорее даже констатацией их реального состояния:
«Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:34-37).
Человек должен очень внимательно относится к тому, что он говорит. Особенно, когда речь идет о других людях.
И далее: «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:38-40).
Книжники и фарисеи требуют знамения, а Христос указывает им на предстоящее чудо – Его Воскресение из мертвых, которое будет знамением для всей Вселенной о том, что Он истинный Сын Божий, что Он Сам есть Путь, Истина и Жизнь.
«Ниневитяне, – то есть древние ассирийцы – восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной – когда пророк Иона проповедовал в Ниневии – и вот, здесь больше Ионы» (Мф. 12:41) – сам Сын Божий.
«Царица южная, – то есть царица Савская – восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли – из Эфиопии, из Африки – послушать мудрости Соломоновой – царя Соломона, сына Давида, – и вот, здесь больше Соломона» (Мф. 12:42) – Сам Сын Божий, Царь царей.
Далее Христос рассказывает притчу о возвращении нечистого духа. Притча повествует о том, что происходит, если, очистив свой внутренний мир, человек ничем его не заполняет.
«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Мф. 12:43-45).
То есть, духовная природа, так же, как и физическая, не терпит вакуума. Например, человек в Таинстве исповеди рассказал о всех своих грехах, и священник прочитал над ним разрешительную молитву, но если после, освободившись от власти бесов через эту разрешительную молитву, покаявшийся не причастился должным образом Тела и Крови Иисуса Христа и оставил свою душу очищенной, но не занятой Христом, то бесы опять вернутся в его жизнь. Ибо, повторюсь, духовная природа, как и физическая, не терпит вакуума.
«Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою» (Мф. 12:46-47).
Отцы объясняют, что братья Иисуса – это дети Иосифа Обручника и Девы Марии от первого брака. Иосиф был вдовцом, когда сошелся с Девой Марией для того, чтобы охранять Ее девство.
Братья услышали, что Иисуса хотят погубить. Поэтому они быстро пришли к дому, где проповедовал Господь, чтобы обезопасить и уберечь Его.
«Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12:48-50).
Конечно, этими словами Христос не отказывается от Своей Матери и названных братьев. Напротив, Он как бы говорит: будьте как Моя Мать, будьте как Мои братья и сестры, как члены Моей семьи, тогда вы сможете изменить себя и положить подлинные начатки покаяния, начав новую жизнь в Боге и с Богом.
Информация с библейского портала «Экзегет»
Просмотрено (153)раз