Воскресная проповедь в Неделю мясопустную. О Страшном суде

Братья и сестры!

Предлагаем Вашему вниманию Священное Писание, читаемое в это воскресение в Храме и проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского).

1 Кор. 8:8 – 9:2

Бра́шно же на́съ не поставля́етъ предъ Бо́гомъ: ниже́ бо а́ще я́мы, избы́точе­ст­вуемъ: ниже́ а́ще не я́мы, лиша́емся. Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
Блюди́те же, да не ка́ко вла́сть ва́ша сiя́ преткнове́нiе бу́детъ немощны́мъ. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
А́ще бо кто́ ви́дитъ тя́, иму́ща ра́зумъ, въ тре́бищи воз­лежа́ща, не со́вѣсть ли его́ немощна́ су́щи сози́ждет­ся идоложе́ртвен­ная я́сти? Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
И поги́бнетъ немощны́й бра́тъ въ тво­е́мъ ра́зумѣ, его́же ра́ди Христо́съ у́мре. И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
Та́кожде согрѣша́юще въ бра́тiю и бiю́ще и́хъ со́вѣсть не́мощну су́щу, во Христа́ согрѣша́ете. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
Тѣ́мже а́ще бра́шно соблазня́етъ бра́та мо­его́, не и́мамъ я́сти мя́са во вѣ́ки, да не соблазню́ бра́та мо­его́. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
Го́спода на́­шего ви́дѣхъ? Не дѣ́ло ли мое́ вы́ есте́ о Го́сподѣ? Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
А́ще ины́мъ [и] нѣ́смь апо́столъ, но оба́че ва́мъ е́смь: печа́ть бо мо­его́ апо́стол­ст­ва вы́ есте́ о Го́сподѣ. Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе.

Мф. 25:31–46

Егда́ же прiи́детъ Сы́нъ человѣ́ческiй въ сла́вѣ сво­е́й и вси́ святі́и а́нгели съ ни́мъ, тогда́ ся́детъ на престо́лѣ сла́вы сво­ея́, Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
и соберу́т­ся предъ ни́мъ вси́ язы́цы: и разлучи́тъ и́хъ дру́гъ от­ дру́га, я́коже па́стырь разлуча́етъ о́вцы от­ ко́злищъ: и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
и поста́витъ о́вцы одесну́ю себе́, а ко́злища ошу́юю. и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
Тогда́ рече́тъ Ца́рь су́щымъ одесну́ю его́: прiиди́те, благослове́н­нiи Отца́ мо­его́, наслѣ́дуйте угото́ван­ное ва́мъ ца́р­ст­вiе от­ сложе́нiя мíра: Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
взалка́хся бо, и да́сте ми́ я́сти: воз­жада́хся, и напо­и́сте мя́: стра́ненъ бѣ́хъ, и введо́сте мене́: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
на́гъ, и одѣ́ясте мя́: бо́ленъ, и посѣти́сте мене́: въ темни́цѣ бѣ́хъ, и прiидо́сте ко мнѣ́. был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне
Тогда́ от­вѣща́ютъ ему́ пра́ведницы, глаго́люще: Го́споди, когда́ тя́ ви́дѣхомъ а́лчуща, и напита́хомъ? или́ жа́ждуща, и напо­и́хомъ? Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
когда́ же тя́ ви́дѣхомъ стра́н­на, и введо́хомъ? или́ на́га, и одѣ́яхомъ? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
когда́ же тя́ ви́дѣхомъ боля́ща, или́ въ темни́цѣ, и прiидо́хомъ къ тебѣ́? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И от­вѣща́въ Ца́рь рече́тъ и́мъ: ами́нь глаго́лю ва́мъ, поне́же сотвори́сте еди́ному си́хъ бра́тiй мо­и́хъ ме́ншихъ, мнѣ́ сотвори́сте. И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда́ рече́тъ и су́щымъ ошу́юю [его́]: иди́те от­ мене́, прокля́тiи, во о́гнь вѣ́чный, угото́ван­ный дiа́волу и а́ггеломъ его́: Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
взалка́хся бо, и не да́сте ми́ я́сти: воз­жада́хся, и не напо­и́сте мене́: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
стра́ненъ бѣ́хъ, и не введо́сте мене́: на́гъ, и не одѣ́ясте мене́: бо́ленъ и въ темни́цѣ, и не посѣти́сте мене́. был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда́ от­вѣща́ютъ ему́ и ті́и, глаго́люще: Го́споди, когда́ тя́ ви́дѣхомъ а́лчуща, или́ жа́ждуща, или́ стра́н­на, или́ на́га, или́ бо́льна, или́ въ темни́цѣ, и не послужи́хомъ тебѣ́? Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
Тогда́ от­вѣща́етъ и́мъ, глаго́ля: ами́нь глаго́лю ва́мъ, поне́же не сотвори́сте еди́ному си́хъ ме́ншихъ, ни мнѣ́ сотвори́сте. Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
И и́дутъ сі́и въ му́ку вѣ́чную, пра́ведницы же въ живо́тъ вѣ́чный.  И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского). Страшный Суд

О последнем суде над человечеством говорит нам евангельское чтение. Ожидание Второго пришествия Христа, как Судии живых и мертвых, утверждается Символом Веры: «и паки грядущего судить живым и мертвым», – исповедуем мы. Вера в Суд Божий никогда, в жизни человечества, не подвергалась сомнению. Но вот некоторые, слыша слова о вечных мучениях нераскаявшихся грешников, соблазняются, говорят: милосердие Божие не допустит вечного отвержения. Верно, Господь и не хочет его. Вы слышали, Сам Господь говорит в нынешнем Евангелии, что от создания мира уготовано Царство. «Придите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира», говорит Господь. Верно, не хочет Господь отвержения, но что поделать, когда многие сами Бога отвергли. Разный путь у людей, отсюда и исход разный. Одни стремятся ко Христу – к Свету, живут в Боге, одна у них забота – верность Христу сохранить, а другие отвергли Свет, живут по своей волюшке, отрицая Бога и Христа, утопают в своеволии, оправдывая свое своеволие умничаньем и возводя природу на степень божества. Неудивительно посему, что и исход жизни у людей разный.

Что делать с теми, которые преисполнены зла, а исправиться не хотят? – вопрошает святитель Феофан Затворник. Они слышат о Боге, знают и о Христе, и сами ставят себя за пределами милости Божией.

Мы знаем, говорит Феофан Затворник, что так называемые оккультные науки придумали множество рождений, как средство к очищению. Но ведь в грехах утонувший, впитавший зло в одном рождении м о ж е т явиться таким же и во многих других рождениях, и так – без конца. Ибо как есть прогресс в добре, так есть прогресс и во зле. Ведь, знаем мы с вами в истории, и да и в настоящее время, людей не только ожесточенных, но и упорствующих в крайней степени зла. Они знают о существовании Света, но решительно отвергают Его, служа настойчиво и упорно тьме. Такими же могут они остаться и вне земли, а там – и навсегда.

А вот когда придет кончина века, о которой повествует нынешнее евангельское чтение, куда же прикажете Господу девать по своей свободной воле во зле ожесточенных? – вопрошает тот же святитель Феофан. Вместе с теми, кто всю жизнь шел «тесными вратами», с теми, кто избрал путь самоограничения, кто трудился в земной жизни во имя Христа-Бога, трудился над умножением в себе и в окружающем мире Света? К тому же, не исправившиеся в земной жизни, убившие в себе дары Духа Святого, исправятся ли они в ином бытии?

Итак, не Бог является виновником ада и вечных мук, – в этом повинен сам человек, отвергший Бога и утопающий в своеволии. Не будь нераскаянных грешников, не будет и ада. Для того и сошел к нам на землю Сын Божий – Христос, чтобы не было грешников, чтобы их спасти. И по нынешний день все слышат слово Господне: «Я Свет миру, Я Путь, приводящий к познанию истины». Всех зовет Христос в лоно Божией любви, не хочет Он, чтобы кто-либо впал в муки вечные.

Все дело за нами, за человеком. Нам указан Путь, даны нам и средства к прохождению этого Пути. И нет у безумцев основания говорить о жестокости евангельских слов, когда слышат они слова: «и пойдут сии в муку вечную». «Благ и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив», Он дает нам время для размышления и очищения, продлевая дни нашей жизни. По любви к нам, Он очищает нас от греховности, проводя чрез испытания и физические страдания. Мы должны явить себя не слушателями только слова Божия, а усердными исполнителями Его воли о нас, достигая праведности в любви к Богу и в любви к ближнему, в чем да поможет нам Сам Господь, из уст Которого мы часто слышим: «Блажены слушающие слово Божие и исполняющие его». Аминь.

Просмотрено (86)раз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *