…Из всех недугов, обременяющих человеческую природу, нет ни одного — ни душевного, ни телесного, который не мог бы получить врачевства из Писания.
Иоанн Златоуст
Дорогие братья и сестры!
Предлагаем вашему вниманию видео с краткими лекциями-толкованиями и текст. Главы 9 и 10.
Известный богослов, библеист, миссионер и проповедник протоиерей Олег Стеняев читает цикл кратких обзорных лекций по Евангелию от Матфея. Особенность данных лекций — каждый видео ролик соответствует одной главе, и каждая лекция является краткой и обзорной, разбирающей лишь основные вопросы рассматриваемой главы. Это позволит знакомиться с Библией современному человеку, которому всегда не хватает времени.
ГЛАВА 9
Мы продолжаем беседы на Евангелие от Матфея на библейском портале «Экзегет» и сегодня изучаем девятую главу этого Евангелия. Она начинается словами:
«Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город»
(Мф. 9:1).
До этого мы читали о том, как жители Гадаринской страны не приняли Христа, потому что у них погибло множество свиней. И они думали о своем бизнесе больше, чем о возможном спасении. Христос возвращается в Свой город. Имеется ввиду Назарет, где Он провел детство. Некоторые толкователи полагают, что речь в данном случае идет о Капернауме. Христос жил в этом городе длительное время. Далее описывается исцеление «расслабленного»:
«И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои»
(Мф. 9:2).
Здесь мы видим, как по вере этих людей исцеляется человек, который, похоже, был расслаблен не только телом, но и душою. И вновь создается некий прецедент, когда по вере одних людей, другие получают особое Божье благословение. Об этом очень важно помнить, когда мы выбираем крестных для наших детей, чтобы они были действительно верующими и могли бы принести благословение нашим чадам.
«При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.
Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?»
(Мф. 9:3–4).
Здесь мы видим, что Христос – Бог, потому что Он видит помышления книжников. В Писании говорится о том, что распознать, что происходит в душе может сам человек и дух Божий. Даже дьявол не в силах проникнуть в наши мысли. Если Христос видит помышления их сердец, Он показывает, что является не только Истинным человеком, но и Истинным Богом.
«Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?
ибо что легче сказать: “прощаются тебе грехи”, или сказать: “встань и ходи”?
Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.
И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.
Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам»
(Мф. 9:4–8).
Действительно, разве человек имеет власть от Бога прощать грехи? Да. Когда Господь наш Иисус Христос, по Воскресении из мертвых, явился ученикам накануне своего Вознесения на небо, Он, готовясь покинуть этот мир, оставляет на земле уникальную поистине, Божественную власть прощать грехи.
В Евангелии от Иоанна мы читаем, что Он приветствует учеников словами: «Мир вам» (Ин.21:21). И далее:
«Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого.
Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»
(Ин. 20:22–23).
Священники Церкви Божией отпускают грехи не в силу своего благочестия, но в силу того поручения, которое Христос Божественной властью дает служителям Церкви.
«Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам»
(Мф. 9:8).
И мы должны прославлять Бога и благодарить Его, что, среди таинств Церкви мы имеем и таинство Примирения, то есть Исповедь, благодаря которому мы можем иметь мир с Богом. В шестнадцатой главе Евангелия от Матфея Христос говорит: «…Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19). Эти слова были обращены к апостолу Петру. А в 18 главе Он подтверждает, что этой властью обладают и другие Апостолы, когда говорит нечто подобное («что свяжете на земле») уже во множественном числе.
Далее рассказывается об обращении мытаря Матфея – мытаря Матфея, являеющегося автором Евангелия, которое мы изучаем.
«Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним»
(Мф. 9:9).
Надо сказать, что только евангелист Матфей говорит о себе как о мытаре. Другие же авторы Евангелий не используют словосочетания «мытарь Матфей», описывая события, связанные с призванием апостола. Они говорят: Левий Матфей, с уважением вспоминая о его левитском происхождении. Причина этого заключается в том, что в те времена быть мытарем означало быть коллаборационистом, потому что мытари собирали подати не только на Иерусалимский храм, но и на римских оккупантов. И вот Христос призывает этого мытаря. Тот бросает свои деньги, оставляет ремесло и идет за Христом, став одним из Его Апостолов. И далее, как бы объясняется, почему подобное может произойти.
«И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его»
(Мф. 9:10).
Эти мытари и грешники узнали об обращении Матфея. Что значит возлежали? В Палестине времен Иисуса принимали пищу не за столами, или стульями. Обычно стелили ковры и сидящие за трапезой облокачивались на такие подушки-пуфики. Собственно говоря, так же было и на Тайной Вечере.
«Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?»
(Мф. 9:11).
Наверное, каждый миссионер сталкивается с такой ревностью некоторых псевдоправославных, которые заражены фарисейски брезгливым отношением к чужим. «Зачем ты пошел к этим кришнаитам?» – так могут сказать некоторые из них. Или: «Православный миссионер, зачем ты встречался с этими баптистами? Зачем ты разговаривал с этими пятидесятниками? Зачем ты вообще поддерживаешь какие-то отношения с этими людьми?».
У иудеев того времени были галахические принципы. И один из них гласил, что евреи с самарянами не сообщаются, а тем более – с мытарями: коллаборационистами, предателями, грешниками. Но Сын Божий пришел в этот мир спасать именно таких людей.
«Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
пойдите, научитесь, что́ значит: “милости хочу, а не жертвы”? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»
(Мф. 9:11-13).
Действительно, в Своем Первом пришествии Христос является в этот мир не для того, чтобы судить мир, а для того, чтобы спасти его. Но в Своем Втором пришествии Он предстанет как Судья, который воссядет на Небесном Престоле и в День Суда ангелы отделят грешников от праведников, поставив одних справа от Него, как верных овец, а других – слева от Него, как строптивых козлищ. В Первом пришествии Он приходит ко всем, призывая к спасению словами: «Придите ко мне все…» (Мф. 11:28).
И далее следует тема о посте.
«Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?
И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься»
(Мф. 9:14–15).
Когда православный христианин не может поститься? На Пасху, когда царские врата раскрываются и мы все находимся в состоянии радости общения с Господом. Конечно, когда Христос был вместе с учениками, это была их Пасха, их, апостолов, духовное ликование, торжество. Праздник праздников был для них каждый день общения с Самим Богом Словом, Иисусом Христом, Божественным Логосом. Но придут дни, когда отнимется у них жених. Сначала Он был отнят от собрания Апостолов на мучение, на страдания. Затем, когда произошло Его Вознесение на Небо, и Апостолы наблюдали, как облако взяло Его из вида, с этого момента история Церкви становится историей ожидания. И с этого момента мы все постимся, приготовляя свою душу в посте и молитве ко встрече с Господом.
Но в праздничные, особенно пасхальные дни, ни один православный, конечно, уже пост не соблюдает. Христос чудом своего Воскресения опять возвращается к нам. Он как бы показывает нравственное состояние тех людей, которые все время придирались к Нему. Иногда им казалось, что Он общается не с теми людьми, иногда, они считали, что Он не так строго воспитывает апостолов. Христос говорит:
«И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого и дыра будет еще хуже.
Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое»
(Мф. 9:16–17).
О чем это? О том, что, когда мы приходим к Иисусу Христу, следует оставить за плечами все предубеждения, связанные с прежней жизнью. Как апостол Павел, который когда-то был очень ревностным иудеем, писал впоследствии, что ради преимущества, то есть ради превосходства во Христе, он все почел за сор, за мусор, отказался от всего своего прошлого, чтобы без всяких предубеждений прийти к Спасителю и последовать за Ним.
И далее рассказывается о воскрешении дочери Иаира и об исцелении женщины, страдавшей кровотечением.
«Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива.
И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его»
(Мф. 9:18,19).
Этот человек, по имени Иаир, был начальником синагоги. Он принадлежал к еврейскому истеблишменту. У Иаира была проблема с дочерью. И Христос идет в дом начальника синагоги. Что происходит по дороге?
«И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его»
(Мф. 9:20).
А почему Матфей не написал, что она просто прикоснулась к Нему. Чему нас может научить эта деталь – «прикоснулась к краю одежды Его». Где вообще в Библии говорится о том, каким должен быть край одежды?
Об этом говорится в Пятикнижии Моисея. Христос прямо говорит о Себе: «Не нарушить пришел Я (Закон), но исполнить» (Мф. 5:17). А в Законе Моисеевом сказано, что все мужчины должны иметь на краях своих одежд кисти. Это то, что у иудеев называется «цицит» – белые нити, которые должны были напоминать людям о заповедях Божиих, которые они должны соблюдать. И в эти кисти обязательно вшивали голубую нить, свидетельствовавшая о Небесном происхождении всех этих заповедей. Женщина касается ритуальной части одежды Христа. Согласно Закону Моисея, женщина имеющая осквернение, не может касаться другого человека. Она вообще должна выдерживать карантин, сидеть дома, никуда не ходить.
Но эта женщина устала. У нее было не цикличное выделение крови. Она 12 лет страдала от этого состояния. И в Евангелии от Луки сказано, что женщина издержала все имение, обращаясь к разным врачам. И никто ей не помог. Казалось бы, хотя по Закону Божию, эта женщина не имела права вообще прикасаться к человеку, тем более к кистям на краю одежды, она это делает, потому что измучена некой безысходностью. Когда Закон Божий обвиняет ее, она прибегает к Божественной благодати. Как сказано в Евангелии от Иоанна: «…Закон дан чрез Моисея, благодать же и истина чрез Иисуса Христа»
(Ин. 1:17).
«Ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею»
(Мф. 9:21).
То есть эта женщина прикасалась к одежде Иисуса с определенным намерением. Здесь говорится о том, что она, может быть, догадывалась, почему Господь послал ей такое наказание. Но Иисус из Назарета – праведник, который исполняет Закон. И женщина думала: «Я только прикоснусь к Его одежде. И как бы приобщусь к Его праведности. Исцеление может войти в мою жизнь». Она имела подобное рассуждение.
«Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова»
(Мф. 9:22).
Она действует не по Закону. Она действует по вере. И по вере же она получает всецелое исцеление от болезни, с которой она не могла справиться в течение двенадцати лет. И теперь она может приходить в Иерусалимский Храм вместе с другими женщинами, заходить в синагоги, чтобы там слушать чтение Закона Божия, пение псалмов и жить полноценной религиозной жизнью. Прикоснуться к Иисусу может и каждый из нас, если проявит веру и с молитвой обратится к Господу, который силен очистить нас от всякой греховной скверны, проказы и нечистоты. Женщина с того часа стала здоровой. И далее:
«И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении,
сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним»
(Мф. 9:23–24).
Это были профессиональные плакальщики, плакальщицы и свирельщики, которые играли грустные мелодии. А плакальщицы и плакальщики могли рвать на себе волосы. Это был такой ритуал. Им за это доплачивали. Когда Христос сказал: «Она спит», они начали смеяться. Как быстро их лицемерный, ритуальный плач сменяется хохотом. Но Господь говорит, чтобы их выслали.
«Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала»
(Мф. 9:25).
И у других евангелистов Христос произносит слова: «Девица, встань!». Он действует как Бог, проявляя сострадание, услышав о проблемах этой семьи. Истина человечества и Истина Божества проявляются в единстве, когда Божественная любовь изливается в согласии с человеческими чувствами Спасителя. Например, мы знаем, что, узнав о смерти Лазаря, Иисус даже заплакал, хотя знал, что силен воскресить его.
Чтение Евангелие – это то, что дает нам познание Христа. Познание Христа меняет нашу жизнь. Сам смысл спасения в православном понимании заключается в уподоблении Христу. Ибо когда нас крестят, Церковь возглашает: «Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись».
«И разнесся слух о сем по всей земле той.
Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!»
(Мф. 9:26–27).
Почему они так кричали? В народе ходила молва, что Иисус из Назарета происходил из семьи плотника Иосифа. Эта семья была древнего царского происхождения. Евреи ожидали Мессию, Христа именно из дома царя Давида. Так же будут приветствовать Христа, когда Он войдет в Иерусалим, сидя на ослике.
«Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!»
(Мф. 9:28).
Сразу возникает вопрос: почему Христос сразу не исцелил их, когда они шли по улице и кричали: «помилуй нас»?» Христос не творит чудесных действий напоказ, не ищет человеческой славы. Все, что Он делает, Он делает во имя Отца Своего. Он и пришел в этот мир во имя Отца Своего Небесного, научая и нас самих все доброе, что мы делаем, делать во имя Бога. Когда эти слепые исповедали свою веру, Господь коснулся их глаз и сказал:
«…По вере вашей да будет вам.
И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.
А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той»
(Мф. 9:29,30,31).
Почему Христос проявляет строгость, запрещая им об этом рассказывать? По той же причине – Он ищет славы лишь для Отца Небесного.
«Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого»
(Мф. 9:32).
То есть этот человек был не просто немым, но и бесноватым.
«И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле»
(Мф. 9:33).
Немой стал говорить, собственно, в духовном смысле. Немой – это тот, кто не молится. Почему? Потому что неверие, бес атеизма пребывает в его сердце. Когда Господь Христос изгоняет этого беса из сердца человека, человек перестает быть нем и начинает говорить перед Богом, петь пред Богом, восхваляя Его в словах молитвы.
«И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.
А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского»
(Мф. 9:33–34).
Бесконечные придирки ко Христу, которые мы видим только вот в этой главе – это та реальность, которой живет каждый христианин. В Писании сказано: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Слышите, братья и сестры? Не живущие благочестиво, а желающие жить благочестиво, будут гонимы. А если они будут жить благочестиво, то их могут и убить. Далее мы читаем:
«И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях»
(Мф. 9:35).
Евангелие Царствия – это проповедь о том, что принципы теократии однажды воцарятся на земле так же, как они воцарились на небесах, когда мятежные Ангелы были сброшены в пространство между небом и землей. И принципы теократии всецело завладели небом. Главные темы всех притч Христа – это именно теократическое Царство Бога.
«И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.
Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало;
итак, моли́те Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою»
(Мф. 9:35–38).
Действительно, в современных обстоятельствах нашей российской действительности, жатвы, то есть людей, ищущих смысла жизни, много. Но мало пастырей, которые могут проповедовать не философские измышления, а именно Слово Божие, нести людям Божественные наставления. В следующей главе рассказывается о том, как Христос призывает на жатву своих учеников, и какие правила апостольского служения он им дает.
ГЛАВА 10
Сегодня будем изучать десятую главу этого Евангелия. Она начинается словами:
«И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10:1).
В прошлой главе мы прочитали, что Христос сказал, увидев множество народа, которые шли за Ним: «Жатвы много, а делателей мало». И здесь Христос призывает на эту жатву Своих учеников. Далее перечисляются имена Двенадцати апостолов.
«Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его» (Мф. 10:2–4).
Далее: «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева»
(Мф. 10:5,6).
Казалось бы, это нечто неожиданное для христиан. Христос говорит, что на путь язычников не ходите, а проповедуйте только евреям – погибшим овцам дома Израилева. Почему? Потому что в Своем Первом пришествии Христос явился для того, чтобы исполнить древние обетования, которые были даны еще патриархам и пророкам, царям еврейского народа о том, что Мессия будет послан к ним. И, как сказано в Евангелии от Иоанна, в первой главе: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1:11). То есть сначала необходимо проповедовать своим, и лишь затем – чужим. В нашей ситуации «погибшие овцы дома Израилева», которым мы должны проповедовать – это, прежде всего, крещеные в православие люди, но не воцерковленные, и даже не оглашенные.
Иными словами, прежде чем ехать спасать китайцев или корейцев, мы должны обратить внимание на свое российское народонаселение. Эти люди, хотя и крещены, не знают своей веры. Поэтому Христос здесь и говорит: «На путь к язычникам не ходите». То есть время для этого еще не.пришло Прежде всего «идите…к погибшим овцам дома Израилева».
«Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф. 10:7,8).
Мы видим, что проповедь святых апостолов подтверждалась великими чудесами и знамениями, потому что в этот период вера Христова лишь начинала распространяться. И ученикам были даны чрезвычайные дары чудотворения, исцеления и даже воскрешения мертвых. Мы знаем, что в день Пятидесятницы Апостолы получили уникальный дар Бога – говорение на иных языках. Ученики Христа приходили к разным народам и проповедовали на их языках, хотя сами они не изучали эти языки. Но как Дух Святой давал провещевать, они свидетельствовали на разных языках, наречиях и диалектах. Далее Христос выдвигает некое условие, необходимое для успеха миссии, так как ничто не должно отвлекать Его служителей от очень важного дела – проповеди Евангелия.
«Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы́ на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10:9– 10).
Христос говорит, что апостолы будут кормиться, питаться от своего благовествования. Они не должны иметь при себе никаких запасов. Именно по мере того, как ученики будут благовествовать святое Евангелие, Господь через других верующих людей позаботится и о них самих.
Сохранилась книга, которая называется «Учение святых Апостолов» или «Дидахе». В ней содержится устав поведения истинного ученика Иисуса Христа, в котором даны отличия апостола от лжеапостола. И там сказано, что, если апостол пришел в какую-то местность и пробыл там больше трех дней, он уже не апостол, а лжеапостол. Ученики не имели права задерживаться в одном месте больше трех дней. Они должны были переходить из одного города в другой, из одного села в другое село, чтобы как можно большее количество людей огласить проповедью святого Евангелия. Господь, конечно, позаботится об их пропитании.
«В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете» (Мф. 10:11).
Здесь говорится, что не следует проповедовать всем подряд, как некоторые с таким пост-комсомольским энтузиазмом и сектантским духом бегают сегодня по нашим городам. Эти люди пытаются всем навязать свою веру, но мы знаем, что нельзя метать бисер перед свиньями. А здесь Христос прямо говорит: «Наведывайтесь, кто в нем достоин».
«В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему»
(Мф. 10:11,12).
Апостолы были служителями мира Божия. Что значит «мир дому сему»? В результате грехопадения, род человеческий оказался во враждебных отношениях с Богом. Символом этих враждебных отношений оказался херувим с огненным обращающимся мечом, который был поставлен, чтобы заграждать людям путь для их возможного возвращения в рай. Когда Христос умирает на Кресте, как объясняет Златоуст, в тот самый момент, когда Ему под ребро ударили копьем, движение этого меча приостановилось. А из ребра вытекает кровь и вода. Кровь – символ Таинства Евхаристии. Вода – символ Таинства Крещения. То есть, когда люди входят в Церковь, они обретают мир с Богом в Таинстве Крещения, становясь чадами Божьими. А через Таинство Причастия они уподобляются Самому Сыну Божию по благодати.
Поэтому Евангелие – это благая или радостная весть о том, что враждебные отношения с Богом прекращаются, потому что Сын Божий своими страданиями примиряет нас с Богом Отцом. Христос, по Воскресении из мертвых, дверями затворенными приходит к Апостолам, и говорит: «Мир вам». То есть теперь – мир.
«В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
и если дом будет достоин» (Мф. 10:11-13).
«Если дом будет достоин» – здесь внлвь говорится о достоинстве тех, к кому мы приходим.
«И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» (Мф. 10:13-15).
Почему Христос так говорит? В другом случае Он прямо говорит – если бы в Содоме и Гоморре были явлены чудеса, которые Иисус сотворил в разных городах Иудеи и Галилеи, в том же Капернауме, то они бы покаялись. Но ожесточение некоторых людей в те времена было столь сильным, что даже сверхъестественные чудеса Христовы они объясняли тем, что Он творит их силой вельзевула.
И далее мы читаем об участи апостолов. Апостол – это человек, который совершает посольство Божие в этом мире. Каждый проповедник Евангелия совершает свой апостолат. Кто такой апостол? Любой апостол – полномочный представитель своего царя. Так и проповедник Евангелия. Он не действует от себя, а свидетельствует о Царствии Божьем. Евангелие Царствия провозглашает теократические принципы.
Участь апостола в этом мире тяжелая. Если о праведных людях сказано, что даже желающий жить благочестиво будет гоним, то благочестие апостолов не могло не вызвать отторжения со стороны греховного мира. Поэтому далее Христос говорит:
«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16).
Что означает «мудры как змеи»? Сохраняйте свою веру, уходите в сторону от возможных гонений и преследований. Не провоцируйте их искусственным путем. Если не приняли в одном городе, идите в другой город. Не приняли в одном доме, идите в другой дом.
Просты как голуби – то есть воспринимайте все просто. Это вам поручение от Бога. Не ищете какой-то привилегии в своем апостольском служении.
«Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что́ сказать; ибо в тот час дано будет вам, что́ сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10:17-20).
О последних временах на Елеонской горе Сын Божий сказал, что гонения против христиан усилятся и они будут ненавидимы всеми за имя Христово. Я помню, в советские времена, еще подростком, я слышал эти слова из Евангелия. Но даже тогда я не видел такого неприязненного отношения к христианам, как в наше, современное время.
В начале двадцать первого века мы наблюдаем, что творится по всему миру. На Ближнем Востоке обезглавливают христиан. В так называемой «цивилизованной» Европе происходит дискредитация христианства, священнослужителей, рядовых верующих. Мощный прессинг в киберпространстве идет против служителей Христа. То есть эта агрессия усиливается. Даже патриарх Кирилл однажды на проповеди сказал: «Та тьма безнравственного отношения к вере, которая распространяется в мире, может даже ускорить воцарение антихриста».
Апостолы – каждый из них, в той или иной степени, взошел на свою Голгофу. Что мы знаем об этом? Апостол Андрей был распят на кресте. Он сказал, что недостоин умереть как Учитель. Его распяли с раскинутыми руками и ногами.
Апостол Петр был распят, по той же причине, на перевернутом кресте, вниз головой, так как считал себя недостойным быть распятым как его Учитель. Казнь произошла в 64 году, во время гонения императора Нерона. По другим сведениям, это случилось в 67 или 68 году. Лишь Иоанн Богослов умирает своей смертью. Но и «апостол любви» подвергался тяжелым гонениям. Он был сослан на остров Патмос, где ему и открылось видение Апокалипсиса.
Иаков Зеведеев был убит по приказу иудейского царя Ирода Агриппы. Апостол Филипп — его обезглавили, по другой версии — распяли вниз головой по приказу проконсула римского императора.
Апостола Варфоломея распяли вниз головой, но и на кресте он продолжал свою проповедь. Тогда с него содрали кожу, после чего обезглавили. Апостол Матфей был казненен около 60 года. Считается, что апостол Фома принял мученическую смерть, когда совершал миссию в Индии. Он был умерщвлен стрелою из лука во время молитвы.
О смерти и погребении Иакова Алфеева существует несколько версий. Согласно первой из них, он был побит камнями. Сторонники другой считают, что апстол принял мученическую смерть на кресте. Иуда Фаддей умер мученической смертью в Армении, во второй половине первого века. Симон Кананит был заживо распилен пилой. Апостол Павел, как римский гражданин, был подвергнут обезглавливанию, потому что эта казнь считалась привилегированной. Ей подвергали только римских граждан. Мы видим, что, действительно, Христос послал своих апостолов как овец среди волков…
«Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас»
(Мф. 10:20).
То есть, когда вы окажетесь перед лицом гонителей, Дух Святой будет укреплять мучеников, совершающих свой апостолат до конца.
«Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их» (Мф. 10:21).
Мы знаем, что святую великомученицу Варвару казнил, обезглавил ее собственный отец.
«И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется»
(Мф. 10:22).
Христос сказал на Елеонской горе: «Претерпевший же до конца – спасется». Собственно говоря, нам, христианам, следует перед лицом гонений, которые усиливаются, запастись терпением, потому что самые тяжелые испытания впереди. В Книге пророка Даниила сказано, что наступит время тяжкое, какого не было с тех пор, как существуют люди. Но, как я уже сказал, мы не можем провоцировать на себя гонения. Поэтому Христос говорит далее:
«Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Мф. 10:23).
Здесь речь идет о том, что явление Христа во славе – это «верою вселиться Христу в сердца ваши», когда Дух Святой, Дух Христов сошел на апостолов в день Пятидесятницы. После этого, они с большей силой, при знамениях и чудесах от Духа Святого, совершали свое служение.
Христос говорит о том, как соотносятся такие понятия как учитель и ученик в жизни верующего человека.
«Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего»
(Мф. 10:24).
То есть, никто из нас никогда не станет таким же, как Христос или как святые апостолы.
«Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:
довольно для ученика, чтобы он был как учитель его, и для слуги, чтобы он был как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?»
(Мф. 10:24–25).
Если Христос терпел, апостолы, наши учителя терпели, то мы должны стараться уподобляться им, насколько это возможно. При этом надо помнить, что, когда придут самые тяжелые испытания, Бог все-таки не попопустит людям испытаний сверх их возможностей перетерпеть. И в самих испытаниях Он пошлет нам и некое облегчение. Мы знаем, что даже во дни антихриста Божественная Евхаристия будет совершаться, а трехчинное православное священство будет сохраняться: истинный епископат, истинный пресвитериат, истинный деканат. Сам Христос сказал о святом Причастии: «Сие творите в Мое воспоминание, пока Я не приду».
И, кстати, один из признаков того, что гонения будут последние, самые ужасные – перед ними будет открытая проповедь Евангелия. На Елеонской горе Христос говорит: «И проповедано будет Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14). Сейчас, благодаря средствам коммуникации, через Интернет, радио и телевидение, проповедь Евангелия уже неоднократно огласила всю планету. Возможно, это как раз признак того, что гонения, разворачивающиеся сейчас, на фоне этой волны евангелизации, могут быть последними гонениями, которые будут все более усиливаться при воцарении антихриста. И далее, Христос настаивает на том, что, несмотря ни на какие трудности, мы все-таки не должны скрывать свою веру:
«Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне»
(Мф. 10:26–28).
О чем здесь говорит Христос? О том, что мучение – это неизбежность, ожидающая человека, который только желает жить благочестиво. Но нам, прежде всего, надо бояться не этих мучений – «бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». Лишь Христос может кого-то отправить в геену, а кого-то – в рай.
И в день Суда Он так и будет действовать. Одним Он скажет: «Войдите, благословенные, в покой Мой», а другим скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный,
уготованный дьяволу и ангелам его» (Мф. 25:41). То есть мы можем иметь лишь страх Божий, но не страх перед мучителями. Как писал святитель Василий Великий: «Я настолько стар и настолько болен, что, может быть, только бы первый удар я ощущал во время гонений. А потом все. Моя душа отлетит ко Господу».
Далее Христос предлагает некий пример:
«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего»
(Мф. 10:29).
Ассарий – мелкая монета.
«У вас же и волосы на голове все сочтены;
не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц»
(Мф. 10:30–31).
Конечно же, Господь будет особым образом промышлять о верующих в Него, особенно в дни гонений.
«Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным;
а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным»
(Мф. 10:32,33).
То есть мы не скрываем свою веру и не стыдимся ее. В то же время, не следует предлагать благовестие всем подряд, а узнаем, кто достоин его. Мы приходим в дом к этим людям, если они достойно принимают наше свидетельство. И далее Христос говорит о том, какие сложности принесет проповедь Евангелия, благодаря которой восстанавливается мир между Богом и людьми. Однако, со стороны сил зла она вызовет колоссальную агрессию. Поэтому далее Он произносит:
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
И враги человеку – домашние его»
(Мф. 10:34-36).
Что здесь имеется ввиду? Когда проповедь Евангелия доходит до сердца людей, одни принимают Слово, другие не принимают. И это некий такой водораздел. И люди становятся врагами. Казалось бы, христиане – те, которые начинают вести более нравственный образ жизни и оставляют грехи позади. Но именно за это их начинают ненавидеть, потому что своим благочестием они бросают вызов тем, кто возлюбил грех более, чем истину. Как говорит Христос: «Вы не идете ко Мне, потому что я свет, а вы во тьме ходите. А в свете обнаружатся ваши злые дела».
«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее»
(Мф. 10:37–39).
Неужели мы не должны любить наших родителей, близких? Конечно, должны. И даже в Библии сказано, что «если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим. 5:8). Но христианин – это тот человек, который выстраивает правильную иерархию ценностей. И на первом месте в этой иерархии всегда стоит Христос, как глава Церкви, как Тот, Который управляет нами, будучи Царем Царей. И подчинение Ему обеспечивает подлинное благо всем нашим домашним. Равно как и мятеж против Христа не приносит мир. Посмотрите на современную Западную Европу, в которой христианство, фактически, вытесняется со своей исторической территории, а хаоса, преступлений, злобы становится все больше и больше.
Здесь следует обратить внимание на очень важный момент. Христос говорит, что нельзя идти за Ним и не брать своего креста. Крест – это те трудности, которые мы имеем в жизни, но, если мы их получаем, следуя за Христом, мы должны принимать их как бы из рук Божьих. Например, христианин заболел. Он же христианин, и даже волосы на голове его сочтены, как мы прочитали. И этот болящий говорит, обращаясь к Богу: «Господи, Ты дал мне эту болезнь». Христианин не спрашивает: «Почему?», «За что?». Он спрашивает: «Господи, а для чего?». Бог всегда ищет для нас блага. Если Господь посылает какие-то трудности, Он не имеет целью нас проэкзаменовать и искусить. Есть лишь одна цель – усовершенствовать нас в этих гонениях, трудностях, скорбях, чтобы мы засверкали как золото, очищенное огнем, без всяких примесей.
«Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;
кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника»
(Мф. 10:40–41).
Чему могут научить нас эти слова Христа? Мы должны принимать епископа как епископа, пресвитера как пресвитера, дьякона как дьякона, православного христианина как православного христианина. Если мы начинаем судить о них, то, возможно, скажем: «Этот слишком худой, это слишком толстый, говорит как-то не очень красиво, а этот очень хорошо изъясняет». Не следует оценивать того или иного человека подобным образом.
Почему некоторым не везет с пастырями и наставниками? Потому что как на рынке человек выбирает для себя арбуз, простукивает его, осматривает, так же он относится и к пастырю. Подойди к любому священнику как к священнику и получишь его награду, то есть то, что и должен дать тебе пастырь. Поэтому здесь и сказано:
«Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей»
(Мф. 10:41–42).
«Кто напоит одного из малых сих», то есть кого-то из учеников Иисуса Христа. Малыми Господь называет апостолов, потому что первая христианская община была небольшой. «Только чашей холодной воды, во имя ученика» – именно по той причине, что он – ученик Христа. «Не потеряет награды своей». Все доброе, что мы делаем по отношению к тем людям, которые совершают свой апостолат, вернется к нам. Необходимо поддерживать служителей Церкви, особенно тех, которые подвизаются в проповеди Слова Божия.
Когда мы молимся за наш епископат, пресвитериат, деканат – это разумное решение, потому что, действительно, Христос послал их в мир «как овец среди волков». И в наше время, в эти тяжелые, последние времена, действительно, быть священником означает взять крест и идти на Голгофу, под осмеяние толпы и человеческое оплевание. Но избравшие Христа не могут поступить иначе.
©Информация с библейского портала «Экзегет»
Просмотрено (80)раз