При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую Истину.
Игнатий Брянчанинов.
Дорогие братья и сестры!
Предлагаем вашему вниманию видео с краткими лекциями-толкованиями и текст. Главы 7 и 8
Известный богослов, библеист, миссионер и проповедник протоиерей Олег Стеняев читает цикл кратких обзорных лекций по Евангелию от Матфея. Особенность данных лекций — каждый видео ролик соответствует одной главе, и каждая лекция является краткой и обзорной, разбирающей лишь основные вопросы рассматриваемой главы. Это позволит знакомиться с Библией современному человеку, которому всегда не хватает времени.
ГЛАВА 7
Мы продолжаем беседы на Евангелие от Матфея на библейском портале «Экзегет» и сегодня с Божьей помощью приступаем к изучению шестой главы.
Первая тема – с первого по четвертый стих – о том, что нельзя творить милостыню напоказ.
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного (Мф. 6:1)
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. (Мф. 6:2)
У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, (Мф. 6:3)
чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:4).
Когда милостыня творится напоказ, это не уподобляет человека Богу. Бог ежедневно изливает Свои милости на все творение. Он заботится о пропитании огромного количества людей, а также птиц небесных, зверей полевых, рыб морских и речных. Но Бог никогда не изливает Свои милости напоказ. Он действует как бы сокрытием Своего лика. И мы уподобляемся Создателю, когда делаем добрые дела не напоказ, не для того, чтобы нас прославляли люди, а творим милость ради самой милости.
И в Священном Писании есть слово «хесед», которое с древнееврейского переводится как милостыня. Имеется ввиду милостыня, которая творится, не подразумевая, что за этот милосердный акт последует какая-то отдача. Если угодно, это беспричинная милость, которая не ищет своего, каких-то выгодных преимуществ. Добро ради добра, а не ради достижения каких-то целей, не из каких-то стратегических соображений.
Молиться напоказ – это также неправильно. И Христос говорит:
«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц (выражение «на углах улиц» означает, что одна и другая улица видят, как ты совершаешь свою молитву), останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми (иными словами, цель подобной молитвы – не обращение к Богу, а показуха перед людьми). Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6:5).
Люди, которые молятся и творят милостыню напоказ, уже получают одобрение от очень многих людей. Но что их ждет на небесах? А тот, кто в Боге богатеет, копит сокровище на небесах, не потерпит никакого банкротства, так как эти сокровища никогда не девальвируются.
И Христос говорит:
«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою (Святые отцы говорят: твоя комната – это мир твоей души) и, затворив дверь твою (у нас есть несколько дверей: это наши глаза, через которые свет проникает в душу, уши, через которые звуки достигают нашего сознания; когда мы молимся, мы все это затворяем), помолись Отцу твоему, Который втайне (Бог действует втайне, изливая милости Свои); и Отец твой, видящий тайное (видящий, что ты уподобляешься Ему), воздаст тебе явно. (Мф. 6:6)
А молясь, не говорите лишнего, как язычники (они часто пребывали в такой мантрической непрерывной молитве), ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; (Мф. 6:7)
не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8).
И, более того, в своих Посланиях Павел пишет, что мы не знаем, как молиться, не знаем, о чем просить Бога, но Сам Дух Святой, когда мы проявляем смирение, начинает молиться в нашей душе, в действиях, в воздыхании неизреченного, сообщая нам правильный настрой для чистой молитвы.
Одна пожилая женщина, прочитав слова о том, что следует зайти в дом свой и помолиться Отцу Небесному втайне, сказала: «У меня в квартире нет такой комнаты, где я могла бы уединиться». Она живет в очень стесненных обстоятельствах, среди неверующих женщин и мужчин. И эта женщина не знала, как ей сосредоточиться на молитве. Тогда я посоветовал ей вспомнить о том, как Святые апостолы были брошены в темницу, и оказались там в окружении уголовников, но наступало время молитвы, и они начинали петь псалмы, и заключенные слушали их. Действительно, умение избежать самовыпячивания, самогордыни – это то, что делает нас смиренными, то есть способными принять благодать Божью. Ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).
Под «лишними» словами во время молитвы подразумеваются ситуации, когда мы просим у Бога одно, другое, третье, четвертое, сами не понимая, а нужно ли нам то, что мы просим. И иногда люди даже обижаются на Бога. Они так и говорят: «Я просил, а Бог мне не дал». Но Бог лучше нас знает, в чем мы имеем нужду, а что послужит нам во вред. Как говорит апостол Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6.12).
«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!»
Христос дает нам молитву, которая начинается словами «Отче наш». Не «Отче мой», а «Отче наш». На это обращает внимание священномученик Киприан. То есть в самой молитве, которая является таким интимным моментом нашей жизни, когда мы затворяем двери своего сердца, отгораживаемся от мира и молимся, мы должны чувствовать соборную ответственность друг за друга. Отче наш. Не мой, а наш.
«Сущий на небесах». Что значит «Сущий на небесах»? Разве Бога нету на земле? Разве в Библии не сказано (это слово Бога): «Не наполняю ли Я небо и землю?» (Иер. 23.24). Эти слова: «Сущий на небесах» означают, что, хотя Господь действительно наполняет небо и землю, так как вездесущ, Он в то же время бесконечно превознесен над всем творением. Несмотря на то, что Бог присутствует везде, Он нигде не соединен с материальным миром. Бог по отношению к тварному миру подобен горшечнику по отношению к горшкам, которые он делает своими руками.
«Да святится имя Твое» (Мф. 6:9).
Здесь сразу возникает вопрос: а как мы можем святить Имя Божие? Что мы можем прибавить к Славе Божией? И почему Христос говорит: «Ищите Царствия Божия и славы его»? Имя Божие должно святиться в твоей и в моей жизни, когда по нам начинают судить о нашей вере. И в зависимости от того, как мы поступаем, Имя Божие или прославляется, или хулится из-за нас у язычников. Как мы уже читали ранее: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Небесного» (Мф. 5:16).
«Да святится имя Твое» – то есть в твоей и моей жизни.
«Да приидет Царствие Твое».
Этими словами мы просим Создателя, чтобы, рано или поздно, абсолютный теократический порядок восторжествовал, как на небе, так и на земле.
«Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10).
Здесь святитель Филарет (Дроздов) задает вопрос: «А как на небе?». И сам отвечает на этот вопрос: «На небе мятеж против Бога был подавлен, и мятежные ангелы (демоны и бесы) сброшены в пространство между небом и землей». И когда мы произносим слова молитвы Господней, а именно так она называется, и просим Бога, чтобы Его воля, Его Царствие были и на земли, яко на небеси, мы уповаем на то, что однажды воля Бога и Его Царство, Царство Христа Царя, восторжествовали бы над всем творением. И это произойдет, когда будут новая земля, новое небо и Новый Иерусалим, город, сходящий от Бога, и Сам Христос своим присутствием будет освящать весь мир.
И далее:
«Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мф. 6:11).
В отношении этого стиха Святые отцы немногоо разнятся в своих комментариях. Такие западные богословы, как Киприан Карфагенский, Блаженный Августин и другие говорят, что насущный хлеб – это евхаристический хлеб, Святое Причастие, то, что Христос сказал о Себе: «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6:51). То есть, мы просим Господа, чтобы насущный хлеб Он подавал нам на каждый день. Но разве христианин может причащаться каждый день? Конечно, нет. Но он должен жить так, как будто этот день проживается им перед Причастием. А накануне Евхаристии даже самый ленивый христианин не позволяет себе делать то, что он делает обычно. Мы должны каждое мгновение нашей жизни посвящать Богу, жить как бы в Его присутствии. Это и означает «ходить перед Богом». Как сказано о Ное: «Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9); как сказано о Енохе: «Енох ходил пред Богом» (Быт. 5:24), и «Бог взял его» (Быт. 5:24); Авраам ходил пред Богом (см. Быт. 17:1). Ходить пред Богом означает помнить, что над тобою Око Видящее, Ухо Слышащее, и книга, в которую записываются все твои деяния.
Восточные отцы говорили так: хлеб насущный (мы видим это у Златоуста и у Блаженного Феофилакта) – это и хлеб для тела (тот материальный хлеб, которым мы должны питаться), и хлеб для души (это и Святое Причастие, и Слово Божие, Евангельские глаголы – те самые, в которых сказано: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4)).
И далее:
«И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12).
Эта тема проходит через всю Нагорную проповедь – мера того, как мы относимся к другим, может оказаться мерой и того, как Бог отнесется к нам. И когда мы произносим слова молитвы Господней, мы сами просим об этом Бога: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». И мы должны прощать, потому что сами нуждаемся в прощении.
«И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».
Разве Бог кого-то вводит в искушение? Конечно, нет. В Писании сказано: «Бог…не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» (Иак.1. 13,14).
О чем же мы просим Господа этими словами: «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого»? Мы просим Его о том, чтобы нам не были попущены испытания и искушения сверх наших сил. И в Писании со всей категоричностью говорится: Бог не посылает человеку искушений, испытаний сверх его сил, но в самом испытании Он дает человеку и некое облегчение. Мы знаем, что такие угодники Божии, как Авраам, Моисей, Давид подвергались искушениям. То есть Бог посылал им испытания. Но с какой целью Бог делает это, даже попуская лукавому подходить к нам? Вовсе не для того чтобы нас проэкзаменовать, перепроверить, искусить. В глазах Бога мы абсолютно прозрачны. Если Бог попускает нам это, то лишь с одной целью – усовершенствовать нас. И некоторые Отцы выразили эту мысль словами: «Если бы не было искушений, никто бы не спасся». Ведь без искушений, которые попускает нам Господь, мы бы не поняли опасности того состояния, в котором реально пребываем.
И далее провозглашается:
«Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф. 6:13).
Почему такое как бы обобщение, как бы итог подводится таким образом. Христос как бы говорит: «Если ты думаешь, что у тебя не хватит сил, знай, что есть над тобою Царь, у которого и сила, и слава, и Он во веки веков твой Царь, Он истинно заботливый Владыка над каждым человеком».
И далее Христос развивает тему в Нагорной проповеди о прощении:
«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный», (Мф. 6:14)
а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15).
Здесь Христос как бы обобщает эту ситуацию. Он прямо показывает, что мера того, как мы относимся к другим, может оказаться мерой того, как Бог отнесется к нам.
Итак, мы читали о том, что нельзя молиться и творить милостыню напоказ. Далее Христос говорит о том, что нельзя поститься напоказ:
«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. (Мф. 6:16)
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, (Мф. 6:17)
чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:18).
Главная цель поста – это покаяние, то есть такое всецелое исправление человека, которое делает его угодным Богу. Это действие, которое должно совершаться не пред людьми, но пред Богом.
Далее Христос говорит об опасности, подстерегающей тех, которые стремятся лишь к земным благам, не думая о благах небесных:
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» (Мф. 6:19).
А мы можем добавить: инфляция все обесценивает.
«Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, (Мф. 6:20)
ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).
В Боге богатейте – так понимали эти слова наставники нашей веры. Богатеть в Боге – это творить добро во имя Христа и будучи движимым любовью Христа.
Далее говорится:
«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто (то есть, если ты смотришь на ближних с чистым намерением), то все тело твое будет светло; (Мф. 6:22)
если же око твое будет худо (ты смотришь на ближнего с дурным намерением), то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:23).
Здесь Христос как бы говорит: если мы, верующие, иногда позволяем себе смотреть дурным оком на других людей, и это тьма, то какова же подлинная тьма? Какими же очами смотрят на мир неверующие люди? Можно лишь содрогнуться перед их подобным состоянием.
Далее Христос говорит о необходимости выстраивать в жизни правильные приоритеты и определять – что должно стоять на первом месте, а что на втором:
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24).
Действительно, служение Творцу и служение богатству, поиск каких-то гедонистических наслаждений, переживаний – это несовместимые вещи. И человек должен выстраивать правильную иерархию ценностей: что действительно имеет важнейшее значение в его жизни, а что второстепенно, а что, может быть, и не должно даже произноситься среди верующих христиан.
И далее Христос говорит о том, что не следует заботиться о завтрашнем дне, ведь мы даже не знаем: а есть ли у нас этот завтрашний день? Многие христиане живут на перспективу. Некоторые рассуждают сами в себе: «Вот начнется Великий пост, мы будем молиться, посещать храм, читать Священное Писание». Пост наступает, перемен никаких нету. Человек ждет Страстную седмицу: «Вот тогда я буду все строго соблюдать». Наступает Страстная седмица, ничего не меняется. Мы не можем жить на перспективу. Мы сегодня, сейчас, теперь должны быть христианами.
«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф. 6:25)
Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф. 6:26)
Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Мф. 6:27)
Я читал в одной книге: умирала жена очень богатого американца, миллиардера, и на смертном одре она попросила, чтобы ей принесли любимое платье. И она так сжала кусочек этого платья в своих руках, что после смерти ее тело стало как бы неподвижным, окостенелым. Этот кусочек обрезали, и она унесла его с собой. Женщина, у которой были гардеробы и гардеробы. Действительно, человек наг приходит в этот мир и наг его покидает.
И Христос говорит:
«И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; (Мф. 6:28)
но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; (Мф. 6:29)
если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (Мф. 6:30)
Итак не заботьтесь и не говорите: “что нам есть?” или: “что пить?” или: “во что одеться?” (Мф. 6:31)
потому что всего этого ищут язычники (которые живут на перспективу, не задумываясь о ценности настоящего времени: кто ты сегодня, кто ты сейчас), и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. (Мф. 6:32)
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).
То есть, необходимо выстроить правильную иерархию ценностей: что на первом месте, что на втором, на третьем, на четвертом и т. д.
И последние слова сегодняшней главы:
«Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34).
Наше настоящее, как и наше прошлое, и наше завтрашнее будущее – все находится в руках Бога, и все мы принимаем как из рук Его. От нас требуется искать Царствия Божия и славы Его, а все остальное приложится.
ГЛАВА 8
Мы продолжаем беседы на Евангелие от Матфея и сегодня будем изучать восьмую главу. Первая тема этой главы: Христос исцеляет прокаженного.
«Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа» (Мф. 8:1).
Казалось бы, окончилась самое эпохальное событие – Христос произнес Свою Нагорную проповедь. Казалось бы, сами ангелы должны были встретить Христа при его схождения с горы Блаженств в окружении множества народа? Но что мы видим далее?
«И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить» (Мф. 8:2).
Здесь, напротив, мы видим ту причину, ради которой Сын Божий оставил Небесный престол и служение ангелов. Он сошел на землю «нас ради человек и нашего ради спасения». Прокаженный, который встречается на пути Христа – это как бы символ всего человечества, которое оказалось погруженным в проказу безнравственности, греха, порока и беззакония. Как у пророка Исаии сказано: «От темени головы до подошвы ног нет у него здорового места» (Ис.1:6).
Но у этого прокаженного есть великое преимущество. В отличие от современного мира, который также покрыт проказой греха, этот прокаженный сам выходит навстречу Иисусу Христу.
В его словах мы видим глубочайшее смирение. Он не говорит «очисть меня». Он как бы соглашается с тем наказанием, которое несет, и говорит: «Если хочешь, очисть меня». Вот такое, всецелое упование на волю Господа может обеспечить исцеление от любой нравственный проказы каждому верующему человеку. А, действительно, хочет ли Христос очистить тебя и меня? Протянуть нам, утопающим в проказе греха, руку помощи? Далее мы читаем:
«Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы» (Мф. 8:3).
Бог сказал: «Да будет свет» (Быт.1:3). И стал свет. Тот, словом Которого небо и земля сотворены и сохраняются до сих пор, говорит: «Хочу, очистись». У ветхозаветных пророков мы находим возвышенные слова о том, что Бог не хочет смерти грешника. Действительно, желание Бога – протянуть руку помощи каждому человеку. Но Бог не хочет спасать нас без нас. И на Его призыв: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные» (Мф.11:28) мы должны ответить согласием, проявив нашу веру через Крещение, вступив в Церковь.
«…И он тотчас очистился от проказы» (Мф. 8:3).
Те перемены от Бога, которые могут иметь место в нашей жизни, происходят именно тотчас. Тотчас имевший сухую руку протянул ее, и она стала здоровой. Тотчас расслабленный встал на ноги свои, взял постель и пошел в свой дом. Тотчас прокаженный очистился от проказы.
«Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.
И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им» (Мф. 8:3,4).
Об этом даре рассказывается в четырнадцатой главе Книги Левит, со второго по тридцать второй стихи, когда, в случае чудесного исцеления, человек, действительно, должен принести дар Господу. Казалось бы, Сам Сын Божий совершил чудо исцеления прокаженного. Зачем отправлять этого человека к священникам? Этим Христос создает прецедент. Он показывает, что в любом случае мы не должны игнорировать служение пастыря, священника среди народа Божия. И следует с уважением относиться даже к тем пастырям, которые пребывают в неких немощах. В другом месте Евангелия от Матфея Христос прямо говорит:
«…На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23:2-4).
На страницах Святого Евангелия мы часто находим свидетельства о том, что, исцеляя людей, Христос посылал их идти к священникам. Когда Христос осуществлял насыщение хлебами, Он сначала давал эти хлебы ученикам, а ученики – народу, тоже создавая прецедент, что мы должны принимать правильное понимание Евангельского Откровения из рук служителей Иисуса Христа, нашего Господа.
Следующая тема – вера римского сотника.
«Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:
Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает» (Мф. 8:5,6).
В Евангелии от Луки говорится о том, что сотник действуют через других людей, как бы осознавая свое недостоинство, не решаясь самому непосредственно подойти к Иисусу Христу. Но у этого сотника была серьезная проблема.
«Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает» (Мф. 8:6).
В греческом оригинале здесь стоит слово, которое указывает на отрока. Скорее всего, это был некогда усыновленный сотником ребенок. В античном мире, когда кто-то не имел собственного сына, такой человек мог освободить раба, или слугу и усыновить его, сообщив ему права своего рода, своего родословия.
«Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его» (Мф. 8:7).
Здесь мы видим, что Иисус Христос бросает вызов еврейской галахической традиции. По представлениям законоучителей народа Израиля того времени, верующий иудей не имел права входить в дом язычника ни под каким предлогом. И мы помним, что, когда первосвященники добивались от Понтия Пилата решения о казни Христа, они не решились войти в дом прокуратора. Тем более, что приближалась Пасха, и было необходимо сохранять свою ритуальную чистоту. Но Христос готов войти в дом твоей и моей души. Господь, напротив, как бы спешит войти в дом каждого из нас.
Помните, как Закхей (в Евангелие от Луки приводится рассказ о встрече с Иисусом, что этого богатого человека, начальника мытарей) искал видеть Иисуса? Но из-за своего маленького роста, он не мог увидеть Спасител. Тогда Закхей залез на смоковницу. Но Иисус, когда увидел его, сказал: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Господь готов войти в дом нашего сердца, если оно открыто для Него. Как писал апостол Павел: «Верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:17). Что происходит далее?
«Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8:8).
Скорее всего, он был знаком с тем, что у еврейских законоучителей того времени существовало правило: не заходить в дом язычников. Причем в Евангелии от Луки говорится, что это был не просто какой-то сотник. Это был состоятельный человек. Он любил народ Божий, и даже построил синагогу в Капернауме.
«Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;
ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: “пойди”, и идет; и другому: “приди”, и приходит; и слуге моему: “сделай то”, и делает.
Услышав сие, Иисус удивился …»
(Мф. 8:8–10)
Вы слышите, друзья? Иисус удивился. Трудно удивить Господа, но Он удивился и сказал идущим за Ним:
«Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном…»
(Мф. 8:10,11)
Здесь Христос говорит о том, что этот сотник – первенец, уверовавший из язычников. А потом с востока и запада придут многие народы, которые не имеют никакого отношения к народу еврейскому и будут исповедовать веру Авраама, Исаака и Иакова – веру в грядущего Мессию, Христа, Спасителя.
«А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов»
(Мф. 8:12).
Те религиозные преимущества, которые мы имеем как православные, не должны являться поводом для нашего превозношения перед другими людьми, племенами и народами. В этом состояла трагедия древних иудеев – они гордились своим происхождением от Авраама, Исаака и Иакова. И презрительно, даже брезгливо, относились к инородцам. А Христос, который приходит в этот мир, имеет целью спасти всех. Как Он говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные» (Мф. 11:28). Имеются ввиду труждающиеся на дьявола и обремененные грехами. Все они призываются Христом пережить обращение к Нему и стать новыми чадами Авраама – уже не по плоти, но по вере. Участь же тех, кто оказался в тисках собственного религиозного эгоизма, печальна. У них нет жертвенного чувства, жертвенности, как качества. Их ожидает плач и скрежет зубов в аду.
«И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф. 8:13).
Здесь мы видим прецедент, как по вере одного человека, другой человек – ребенок, который находится, может быть, за несколько километров от этого места, переживает чудесное исцеление. Чему нас может научить этот прецедент? Тому, что веру младенцев перед Крещением исповедуют взрослые – крестные родители. Один человек верит за другого: взрослый – за ребенка. И этому младенцу вера вменяется как бы в некую заслугу. Благословение Божие в виде исцеления, или чего-то еще, приходит в его жизнь.
Следующая тема – действия Иисуса Христа в доме апостола Петра.
«Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке…» (Мф. 8:14).
В русском народе как-то так сложилось, что само это слово – теща немножко напрягает, особенно мужчин. Потому что в конфликте между женой и мужем теща всегда занимает сторону своей дочки. Но теще апостола Петра очень повезло, потому что ее зять приводит в дом Иисуса Христа.
«Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке,
и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им» (Мф. 8:14–15).
При исцеления прокаженного Христос прикоснулся к нему. В случае исцеления отрока сотника Он лишь сказал слово. В Мф.8:15 Спаситель прикоснулся к теще Петра. Почему исцеления происходят по-разному? Потому что мы разные. И действие благодати бывает очень многообразным, не схожим, когда один случай не похож на другой.
«Горячка оставила ее, и она встала и служила им». То есть это было не призрачное, а настоящее исцеление. Женщина, которая мучилась в горячке, встала и стала прислуживать Иисусу и его ученикам. С другой стороны, тот факт, что у Петра была теща, указывает на то, что он состоял в браке. Оказывается, семейная жизнь ни в чем не препятствует человеку достичь самого высокого положения в Церкви, которого достигает Петр, именуемый самим Христом «камнем апостольской веры».
И святитель Иоанн Златоуст, например, обращает внимание на то, что в Книге Бытия Енох, имевший жену и детей, сподобился того, что живым был взят на небо и не вкусил смерти. Златоуст восклицает: «Смотри, семейная жизнь нисколько не помешала ему объем зайти на небеса, как и Петру — подняться на высоту апостольского служения и стать князем Апостолов». Далее мы читаем:
«Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,
да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: “Он взял на Себя наши немощи и понес болезни”».
(Мф. 8:16,17)
Чему нас может научить это уточнение – «когда же настал вечер»? Когда, казалось бы, наступила тьма, и бесноватые стали вести себя очень беспокойно, милосердие Христово проявляется и в этих обстоятельствах по слову, что «свет во тьме светит и тьма не объяла его».
Далее, восьмая глава Евангелии от Матфея, с восемнадцатого по двадцать второй стих. Здесь говорится о том, что означает для нас «идти за Иисусом». Как это понять? Мы читаем:
«Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел [ученикам] отплыть на другую сторону.
Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову»
(Мф. 8:18-20).
То есть, если кто-то следует за Иисусом, имея ввиду пользу для себя, некого земного благополучия, Христос не возьмет его за Собою. Мы знаем, что Христос переходил с места на место. Не было, где главу приклонить Сыну Человеческому. Книжник из Мф. 8:19 скорее всего очень любил комфорт, а как мы знаем, нельзя служить Богу и мамоне.
«Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего»
(Мф. 8:21).
Казалось бы, здесь человек требует самого необходимого – погребения отца, чтобы уже как бы полностью удалиться от прежней жизни, выполнив свой долг, и следовать за Иисусом. Но Иисус сказал ему:
«…Иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов»
(Мф. 8:22).
О чем это? Это о том, что, скорее всего, его отец не был достаточно религиозным человеком. И этого мертвого и духовно, и физически должны погребать ныне здравствующие, но духовно мертвые его друзья, которые физически были еще живы и могли позаботиться о нем. Это, действительно, очень печально, когда родство на земле не соединяет нас с новым родством на небесах. И хотя здесь мы можем быть близкими с кем-либо, но разлученные в Господе друг с другом, в ином мире мы едва ли сможем осознать принадлежность к какому-то родству.
Например, об Аврааме сказано, что он не узнает нечестивых в день Суда, хотя это его потомки. Потому что те качества, который имел этот патриарх, увы, не отразятся в жизни его нечестивых потомков.
«И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.
И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал» (Мф. 8:23–24).
Христос в лодке с учениками. Это известный символ Спасителя в Церкви. Ведь в апостольских посланиях Церковь сравнивается с кораблем, кормчим которого является сам Господь. И то, что буря вокруг, а Сын Божий спит, находясь в этой лодке, указывает на наше состояние. Мы переживаем бури разных треволнений в современном мире. Нам кажется, что, может быть, Христос не замечает того, что происходит с нами здесь, на земле? И не смотрит внимательно на нас со Своей Небесной обители?
«Он спал», – сказано здесь. Он мог спать по человечеству, но как Бог он всегда бодрствует.
«Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем» (Мф. 8:25).
А как мы можем разбудить Господа, если так можно обозначить этот вопрос? Наши молитвы обращены к Богу, Который не спит и не дремлет. В Писании сказано о Боге: «Не дремлет и не спит хранящий Израиля». Молитвы будут услышаны на небесах. И наша ситуация на земле, та или иная, простая или сложная, будет иметь некое разрешение благоприятное для нас.
Если ты в Церкви Христовой, где Сам Господь присутствует в Святых Дарах, какие бы бури не восставали против корабля Церкви, пока мы со Христом, нас действительно невозможно одолеть. Ибо Сам Христос сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).
«Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.
И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина» (Мф. 8:25, 26).
Здесь Он ведет Себя как Бог. Когда Он спит в этой лодке, Он показывает Свою усталость, будучи Истинным человеком. Когда Он запрещает морю, стихиям природы, повелевает им, и они подчиняются так, что «сделалась великая тишина» – это действие Бога.
«Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?»
(Мф. 8:27).
В конце этой главы рассказывается о том, как Господь Иисус Христос изгоняет беса в стране Гадаринской. Но прежде чем мы перейдем к этой теме, давайте обратим внимание на то, что мы прочитали.
«Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?»
Что это за люди, если в лодке Христос находится с учениками? Здесь евангелист показывает сомнение апостолов. В Мф. 8:27 они называются просто «людьми» со свойственными им сомнениями. Они не именуются учениками. То есть мы становимся учениками Христа и остаемся таковыми, пока сохраняем твердость своих убеждений. Но как только наступают колебания – мы просто люди из толпы. Апостолы еще не были облечены благодать Духа Святого. Это произойдет в день святой Пятидесятницы, когда сила Божия сойдет на них.
«И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем»
(Мф. 8:28).
Гробы – это погребальные пещеры, которые до сих пор во множестве сохраняются в Израиле. В них куда помещали мертвое тело. Ко входу такой пещеры приваливали камень. Сам Христос, когда Он умер на кресте, был положен в такой гроб, пещеру. И ко входу в нее был привален камень. И даже поставлена печать.
«И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас»
(Мф. 8:29).
Когда в Кесарии Филипповой Апостол Петр исповедовал Иисуса Христа Сыном Божьим, то Христос сказал: «Не кровь и плоть открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на Небесах» (Мф. 16:17). В Мф. 8:29 бесы предлагают как бы правильное исповедание. Они говорят: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий?». Они неправильно понимают, Кто перед ними. Кстати, в разных Евангелиях часто говорится, что, когда бесы исповедовали Его Сыном Божиим или Святым Божиим, Он запрещал им. Святые отцы говорят, что Он не хотел принимать свидетельства от бесов. О Нем должны были свидетельствовать его ученики, проповедники Слова Божия и само живое Евангелие.
«И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас»
(Мф. 8:29).
Бесы даже знали, что, когда Иисус будет умирать на Кресте, Он скует силы зла и заключит их в преисподнюю.
«Вдали же от них паслось большое стадо свиней.
И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней»
(Мф. 8:30–31).
В соответствии с Законом Божьим, свиньи считались нечистыми животными. И нечистые бесы тянутся к нечистым свиньям.
«И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде»
(Мф. 8:32).
Бесы вышли из этого человека. В другом Евангелии в этой истории фигурируют два человека. Согласно некоторым толкованиям, один из них был более буйным, чем другой. «И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде». Возникает вопрос: зачем Христос попустил бесам войти в свиней? Он сделал это с одной целью: показать, что бы сделали с нами бесы, если бы Господь не ограничивал их власть, не полагал бы им предел того, что они могут делать, а что они делать не могут. Ведь этих бесноватых заковывали в цепи. Они разбивали эти цепи, и никто не мог их остановить. Если бы бесы имели власть над этим миром, они давно бы уничтожили его в ядерном Армагеддоне. Если мир сохраняется, то лишь потому, что Христос сдерживает действие в нем сил зла.
Бесы вошли в свиней и все стадо бросилось с крутизны и погибло в море. Он сделал это, чтобы показать, что было бы с нами, если бы Он не контролировал зло, существующее в этом мире.
«Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми»
(Мф. 8:33).
Казалось бы, все должны вдохновиться. Произошло чудо исцеления бесноватых. Но мы видим нечто обратно – весь город вышел навстречу Иисусу.
«И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их»
(Мф. 8:34).
Почему? Свиное стадо – это «нечестивый бизнес», с точки зрения Закона. Бывших владельцев стада не интересовало чудо исцеления бесноватых. В голове у каждого из них был свой собственный калькулятор. Я потерял свиней. Насколько я обеднел? И привязанность к хрюкающему стаду, которое погибло в морской глубине, помешало этим людям принять Христа в свой город. Есть над чем задуматься. Спасибо.
©Информация с библейского портала «Экзегет»
Просмотрено (203)раз