Толкование Евангелия от Матфея

Чтобы исполнять заповеди Христовы, надо знать их. Они изложены в Евангелии. Читайте святое Евангелие, проникнитесь духом его, сделайте его правилом жизни своей, настольной книгой. Во всяком поступке и жизненном вопросе поступайте согласно с учением Евангелия. Это — единственный свет жизни нашей.

преп. Никон Оптинский

Дорогие братья и сестры!

Предлагаем вашему вниманию видео с краткими лекциями-толкованиями и текст. Главы 3 и 4.

Известный богослов, библеист, миссионер и проповедник протоиерей Олег Стеняев читает цикл кратких обзорных лекций по Евангелию от Матфея. Особенность данных лекций — каждый видео ролик соответствует одной главе, и каждая лекция является краткой и обзорной, разбирающей лишь основные вопросы рассматриваемой главы. Это позволит знакомиться с Библией современному человеку, которому всегда не хватает времени.

Продолжаем беседы на третью и четвёртую главы Евангелия по Матфею.

ГЛАВА 3

ГЛАВА 4

ГЛАВА 3

Сегодня мы будем читать третью главу этого Евангелия, и здесь мы находим такие слова в самом начале:
(Мф. 3:1) В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской
Между второй и третьей главами дистанция в тридцать лет. Во второй главе мы видим Богомладенца Христа Иисуса, Его рождение. А когда Иоанн Креститель, и позже Христос, выходят на общественное служение, им было по тридцать лет. Иоанн Креститель был немного старше Господа Иисуса Христа по человеческому разумению.
В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской. Святые отцы озадачивают нас этим обстоятельством, обращая на него внимание: почему Иоанн Креститель проповедует не в городе, не в селе, а проповедует в пустыне Иудейской? И тому было несколько причин, как объясняют древние экзегеты.
Одна из причин: через проповедь в пустыне Иоанн Креститель хотел напомнить еврейскому народу, как они, выйдя из Египетского рабства, сорок лет ходили по пустыне, и Господь давал им Свои законы, уставы и постановления, как они молились в пустыне. А так как евреи времён Иоанна Крестителя нуждались в обновлении веры, то он как бы выводит их в пустыню, откуда, собственно говоря, и начинается еврейский народ как ветхозаветная Церковь — когда они совершали обрядовые действия, читали молитвословия во дни пророка Божия Моисея.
С другой стороны, отцы обращают внимание на то, что проповедь в пустыне могла иметь и другую оборотную сторону — она могла подчеркнуть их нравственную и моральную пустоту. Город всё-таки создает иллюзию чего-то стабильного. Помните, когда Христос с апостолами шёл по Иерусалиму, ученики обратили Его внимание на величественное строение храма. «Посмотри», — сказали они Ему, на что Он сказал: «Истинно говорю вам, не останется здесь камня на камне, все будет разрушено». То есть эти люди должны были осознать свою нравственную и моральную пустоту. Они оказываются в пустыне, они выходят из своих душных городов и своих шумливых поселений для того, чтобы, как некогда их предки услышали в пустыне глас Божий, теперь через нового пророка, как бы нового Моисея, им тоже приобщиться к глаголам Божиим.
И далее говорится о той главной теме, которой касался Иоанн Креститель в своих проповедях:
(Мф. 3:2) и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
То есть Иоанн Креститель был апостолом покаяния и проповедником крещения.
И Матфей далее сообщает пророчество Исаии о самом Иоанне Крестителе. Матфей пишет:
(Мф. 3:3) Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
Это пророчество у Исаии мы находим в сороковой главе, третий стих.
То есть Иоанн Креститель был Предтечей Иисуса Христа, который преуготовлял Его путь. И действительно мы знаем, что Иоанн Креститель рождается прежде Рождества Христова и начинает проповедь на Иордане прежде, чем Христос начинает Свою проповедь. Собственно говоря, Христос начинает Свою проповедь Евангелия только тогда, когда Он узнал, что Иоанн взят под стражу. Иоанн Креститель раньше Христа погибает, очень мучительной смертью, когда Ирод повелел отсечь ему голову. И, предваряя Христа, Иоанн Креститель сходит во ад, и во аде начинает проповедь о том, что сюда скоро сойдет душою Христос Спаситель, и осияет ад блистанием Божества. То есть во многих отношениях он действительно был Предтечей Господа Иисуса Христа, который преуготовлял для Него разные пути.
Далее Матфей предлагает описание Иоанна Крестителя:
(Мф. 3:4) Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
Это описание Иоанна Крестителя очень напоминает описание другого еврейского пророка, которое мы находим в Книгах Царей, а именно пророка Илию, который тоже одевался таким же образом и был опоясан поясом кожаным, который символизировал умерщвление плотских страстей. И позже Христос скажет об Иоанне Крестителе, что он пришёл в силе духа пророка Илии, то есть он не являлся реинкарнацией Илии, он именно пришёл в том же духе пророка Илии. А Илия, как мы знаем, даже не умирал, этот ветхозаветный пророк, он живьём был взят на небо в вихре огненной колесницы. И он придёт ещё в этот мир во дни антихриста с другим пророком Божиим, который тоже был живьем взят на небо, пророком Енохом – они будут обличать антихриста, антихрист их убьет, и на третий день они воскреснут, и это уже будет начало конца царства антихриста и преддверие Второго пришествия Христова.
Акриды и дикий мед – это было скудное питание Иоанна Крестителя, то есть он был настоящий аскет.
И мы читаем, какая реакция была на его проповедь:
(Мф. 3:5) Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему
То есть люди покидают свои города, села и идут послушать этого пророка.
(Мф. 3:6) и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
Что это было за крещение? Конечно, то крещение, которое совершает Иоанн Креститель, это не христианское крещение. Это иудейский обряд омовения, который очень подробно описывается в Книге Левит, где сказано: если человек осквернится от чего-либо, то он должен совершить полное погружение в воду (обязательно полное погружение в воду), и к заходу солнца он будет чистым. Но здесь поразительным является то, что в еврейской традиции чаще совершали такой обряд над евреями, которые длительное время жили среди язычников; и чтобы им смыть с себя как бы осквернённость от этих язычников, они должны, вернувшись из Рима или из Афин, пройти этот обряд погружения в «микве», то есть полное погружение в воду. Здесь же поразительно то, что Иоанн Креститель совершает крещение над жителями Иерусалима, Иудеи и окрестности Иорданской. Этим самым он как бы им показывал: «Да вы хуже, чем язычники. Смотрите на себя: вы говорите, что вы живете в Святом городе, на Святой Земле, но насколько это соответствует духовным, нравственным и моральным реалиям?» И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
(Мф. 3:7) Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
(Мф. 3:8) сотворите же достойный плод покаяния
То есть мало иметь намерение креститься и мало иметь намерение покаяться, надо еще сотворить плод покаяния. И позже в христианской традиции апостол Иаков в своем Послании будет настаивать на том, что вера не может оставаться мёртвой, она должна быть верой живой: когда человек не просто верует, но и живёт в соответствии со своей верой, принося определенные плоды веры.
Далее Иоанн Креститель в своей проповеди подчеркивает, что происхождение книжников, фарисеев, саддукеев от благочестивых патриархов древности нисколько не спасительно для них. Мы можем иметь очень благочестивых предков, но если мы не подражаем их образу жизни, то, скорее, их благочестие обличает нас, чем помогает нам. И он прямо говорит:
(Мф. 3:9) и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам» (то есть нельзя жить заслугами предков, надо подражать жизни благочестивых предков — О.С.), ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
А что это за камни? При любом скоплении народа должны были присутствовать римские центурионы, которые следили за порядком. И предание устанавливает, что в этот момент он указал рукою на этих язычников и сказал: ибо говорю вам, что Бог может из камней сих (то есть люди, которые язычники, это как камни) воздвигнуть детей Аврааму. И Петр в своих Посланиях позже запишет, что некогда не народы станут народом Божиим, когда через проповедь Евангелия новыми детьми Авраама будут становиться греки, римляне, скифы и варвары.
Далее Иоанн Креститель говорит о грядущих судах Божиих.
(Мф. 3:10) Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
(Мф. 3:11) Я крещу вас в воде и в покаяние, но Идущий за мною (то есть Христос — О.С.) сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
Что значит Духом Святым и огнем? Отцы в некоторых случаях объясняют так: Духом Святым были крещены апостолы в День Святой Пятидесятницы, а крещение огнем – это те суды Божии, которые движимы на нечестивых. А у Андрея Кесарийского мы читаем, что огненные языки и огонь наказания – это один и тот же огонь, Божий, но для одних он является источником радости (как для апостолов в День Пятидесятницы), а для других этот же огонь является источником мучения, когда грешники окажутся в аду.
И далее Иоанн Креститель пророчествует о Христе, говоря:
(Мф. 3:12) лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
Это характеристика Второго пришествия Христа. Если в Первом пришествии Христос приходит не судить мир, а спасать мир, то во Втором Своём пришествии Он явится действительно как Судья, и лопата Его будет в руке Его, и Он очистит гумно Своё.
И далее говорится о событии, которое в русской традиции называется как Явление Христа народу.
(Мф. 3:13) Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
Вот здесь немножко непонятно: зачем креститься Христу, который Сын Божий, безгрешный? Святые отцы, отвечая на этот вопрос, обращают наше внимание на то, что если бы Бог не стал человеком, то Он едва ли мог бы называться нашим Учителем. Потому что трудно, невозможно подражать Богу. Но когда Бог становится человеком, облечённым в ту же самую плоть, как и у нас всех, — Он являет нам пример подлинной человеческой жизни, каждым Своим действием Он чему-то научает нас. И, придя на Иордан креститься, Христос научает и нас не пренебрегать таинствами и обрядами той традиции религиозной, христианской, которой мы принадлежим.
(Мф. 3:14) Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Иоанн Креститель не мог понять, зачем Сыну Божию надо креститься.
(Мф. 3:15) Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
Всякая правда – это бережно относиться к культу и к любому культовому ритуалу. Как отец Павел Флоренский однажды сказал: «Вся разруха в церковной жизни – от невнимания к культу». Человеку может показаться, что какое-то культовое действие лишено смысла, ему не надо через него проходить. На самом деле — надо исполнять всякую правду. Христос приходит креститься на Иордан от человека, Сын Божий приходит креститься, научая нас бережному отношению к любому ритуалу, как к некой правде.
(Мф. 3:15) Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
(Мф. 3:16) И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
(Мф. 3:17) И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
День Крещения Господня также называется в православной традиции Днём Богоявления. Почему? Потому что в этот день человек, Иоанн Креститель, созерцал тайну Святой Троицы: он видела Сына Божия, который стоял в струях Иордана особо; он видел Духа Святаго в виде голубином, который порхал над головой Сына Божия особо; и из осеняющего облака слышал глас Бога Отца, который свидетельствовал особо о Сыне Своём. То есть Иоанн Креститель – это первый человек, который сподобился созерцать тайну Богоявления. Как в сотворении первого мира участвовали все Лица Святой Троицы — Бог Отец творил мир через Своё Слово, то есть Сыном «Логосом», и Дух Божий носился над водой. Так и при начале мира Церкви, христианского мира мы видим Сына, стоящего в струях Иордана, созерцаем Духа Святаго, носящегося над водами, как при создании мира, и слышим глас Отца Небесного.
Теперь надо обратить внимание на этот глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Второй раз Бог Отец засвидетельствует так о Своём Сыне на горе Фавор, но там будет дополнение, те же самые слова с дополнением следующим: Его слушайтесь. Почему здесь нету этих слов Его слушайтесь? Потому что Христос ещё не начал проповедовать, ещё не было Нагорной проповеди. А когда к моменту Преображения уже будет множество притч Иисуса Христа, множество Его наставлений и величественная Нагорная проповедь, там Бог произнесет те же слова: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайтесь. Здесь этих слов нет, потому что Христос только выходит на общественное служение, и проповедовать Евангелие Царства Он будет только тогда, когда узнает, что Иоанн Креститель взят под стражу.
Спаси вас всех Господь.

ГЛАВА 4

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, (Мф. 4:1)
и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. (Мф. 4:2)
И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4:3).
Итак, в четвертой главе, с первого по одиннадцатый стих, рассказывается об искушении Христа в пустыне. В предыдущей, третьей главе мы читали о Крещении Господнем. Таким образом, искушение в пустыне следует сразу после Крещения. То есть человек, который посвящает свою душу служению Богу, должен готовиться к искушениям, потому что дьявол воспринимает наше намерение служить Всевышнему как оскорбление и вызов. Известно, что сам дьявол был лишен этой возможности за свою гордыню и непослушание.
Мы видим, что Господь проводит время после Крещения в посте. Сорок дней и сорок ночей Он ничего не вкушает. Дьявол приступает к Нему в надежде, что может быть теперь, когда Спаситель испытывает жажду и голод, лукавому окажется возможным Его одолеть. Но дьявол не понимал, что именно сорокадневный пост укрепил Сына Божия. Таким образом, Христос являет нам пример, как готовиться к искушениям и как преодолевать их. Он Сам говорил: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21).
«И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
Он же (то есть Христос) сказал ему в ответ: написано: “не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих”» (Мф. 4:4).
Здесь обращает на себя внимание то, что на дьявольское искушение Христос отвечает библейской цитатой. Он приводит слова из Ветхого Завета (Втор.8:3). И дьявол, который столкнулся с ответом в формате Библейского Откровения, сам начинает использовать Священное Писание, соблазняя Сына Божия. Аналогичным образом, и сектанты нередко ссылаются на Ветхий и Новый Завет, с целью смутить православных христиан. И мы читаем:
«Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, (Мф.4:5)
и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано (здесь дьявол цитирует Писание): “Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею”» (Мф.4:6).
Дьявол цитирует Псалтырь (Пс.90:11,12). А как нам отвечать на искушение, если оно сопровождается некой псевдобиблейской мотивацией? Те же сектанты, еретики могут открывать нам разные части Священного Писания, обосновывая ими свои вероучительные истины.
И мы читаем далее:
«Иисус сказал ему: написано также: “не искушай Господа Бога твоего”» (Мф.4:7).
Христос отвечает словами из Книги Второзакония (Втор.6:16), уча и нас тому, что, если сектанты или еретики цитируют Слово Божие, искажая его, им следует отвечать также Словом Божиим, но уже в правильном понимании священных текстов.
«Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, (Мф. 4:8)
и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф. 4:9).
Это очень интересный текст. Здесь говорится о том, что дьявол предлагает, как нечто безусловно принадлежащее ему, «все царства мира и «славу их». Он говорит, что готов все это передать Христу, если Он, падши, поклонится лукавому. Почему дьявол так говорит? Действительно, мир политических амбиций и националистических спекуляций находится под контролем дьявола. И он предлагает славу и богатство мира как что-то, уже находящееся в его власти. «Все это дам Тебе, – говорит он, – если, пав, поклонишься мне.
Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”» (Мф. 4:10).
Христос в третий раз цитирует Книгу Второзакония (в данном случае, Втор.6:13).
«Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4:11)
Конечно, возникает естественный вопрос: а как вообще дьявол посмел приступить к Сыну Божию? Святые отцы, отвечая на этот вопрос, говорят: дьявол, трепеща Божества Иисуса Христа, приступает к человеку Иисусу Христу. И, действительно, мы веруем в Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека. Дьявол, конечно, не мог бы противостоять Богу. Взаимоотношения между Богом и дьяволом – это не перетягивание каната. В Писании сказано: «Бесы веруют и трепещут» (Иак.2:19). Но, боясь Бога, дьявол приступает к человеку Иисусу Христу, чтобы попытаться искусить Его.
И следующая тема четвертой главы. С двенадцатого по двадцать второй стих рассказывается о том, как Господь возвращается в Галилею.
«Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею» (Мф. 4:12).
Святые отцы дают комментарии: если слышишь о том, что гонения начались и уже коснулись кого-то, не провоцируй их на себя, отойди в сторону, у тебя есть много других дел, которыми ты должен заниматься как служитель Христа. Иными словами, христианин не ищет гонений, но, когда они находят его, тогда да, действительно, он проявляет мужество веры и твердо стоит до конца. И Христос являет нам пример. Как я уже неоднократно говорил, Он и становится человеком для того, чтобы в Своем человеческом действии научить нас подлинной человеческой жизни, как нам поступать в той или иной ситуации, которую мы тоже можем переживать.
И далее:
«И, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, (Мф. 4:13)
да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: (Мф. 4:14)
“Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, (Мф. 4:15)
народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет”» (Мф. 4:16).
Галилея, действительно, так и называлась: Галилея языческая, потому что население этого региона было смешанным (там проживали не только евреи, но и греки, римляне, сирийцы, арабы – представители самых разных народов). И власть Ирода, который пленяет Иоанна Крестителя, на Галилею, собственно говоря, и не распространялась в той мере, в которой она распространялась на Иудею.
И далее мы читаем:
«С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17).
Итак, с какого времени Христос начинает проповедовать? С того момента, как был пленен Иоанн Креститель. Святые отцы предлагают аллегорическое истолкование этого обстоятельства. Они говорят, что, так как Иоанн Креститель – величайший из ветхозаветных пророков, его пленение обнаруживает неспособность Ветхого Завета явить полноту спасения роду человеческому. И когда плененный Иоанн Креститель замолк, Сын Божий начинает проповедовать открыто. Как сказано в Евангелии от Иоанна: «Закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин.1:17).
Как мы здесь и прочитали: «С того времени (то есть после пленения Иоанна Крестителя) Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Мы видим, что, собственно говоря, в начале Своей проповеди Иисус предлагает ученикам те положения, которые уже озвучил Иоанн Креститель. Проповедь Иоанна Крестителя также содержала призыв к покаянию. Предтеча говорил: «Приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2). Христос таким образом показывает, что Он пришел не нарушить Закон, но исполнить. Он как бы продолжает проповедь Иоанна Крестителя. Однако, слова Иисуса, являются, конечно, несравненно более высокой ступенью Божественного Откровения. Как однажды воскликнул святитель Иоанн Златоуст: «Как небо отстоит от земли, так и Новый Завет выше Завета Ветхого!».
Далее мы читаем о событиях, которые связаны с пребыванием Иисуса в Галилее. Стихи с восемнадцатого по двадцать второй посвящены призванию первых учеников.
«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, (Мф. 4:18)
и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. (Мф. 4:19)
И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4:20).
Святые отцы с древних времен обращали внимание на то, что первыми вождями еврейского народа были пастухи. Пастухом был патриарх Авраам, пастухом был Боговидец Моисей, пастухом был царь Давид. Объясняя это обстоятельство, Святые отцы говорят: на примере того, как они пасли бессловесных овец, Бог узрел в них некие качества, благодаря которым они смогут пасти и «овец словесных».
Например, мы знаем, что у Моисея было очень обостренное чувство справедливости. Когда будущему вождю Израиля исполнилось сорок лет, он вышел посмотреть, как живут его братья. Увидев, что египтянин бьет еврея, Моисей сразу заступился за последнего. Когда в другой день пророк стал свидетелем ссоры между двумя евреями, он попытался как-то разнять их. Оказавшись уже в земле Мадиамской, Моисей вступается за дочерей Иофора, которых не пропускали к колодцу. Бог избирает людей, когда видит в них, с одной стороны, обостренное чувство справедливости, с другой стороны – способность к руководству. А руководить может тот, кто обуздал, укротил самого себя, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). Про Моисея мы знаем из Писания, что он был самым смиренным человеком на земле в свое время.
Иисус призывает рыбаков – людей, скажем так, одного цеха. Почему здесь как бы происходит смена? Уже не пастухи призываются стать вождями народа Божия, а рыбаки? Все-таки, согласитесь, каким бы ни было крупным стадо, оно не сравнится с сетью, которая заброшена в море. В удачные моменты рыбной ловли сеть захватывает огромное, несчетное количество рыб.
Так вот, то, что могли сделать духовные наставники в ветхозаветные времена, это вести еврейский народ ко спасению. Здесь, действительно, опыт пастырей, которые имели не такие уж крупные, большие стада, мог пригодиться. А когда проповедь Евангелия распространилась всей Римской империи, по всему миру, здесь, конечно, был необходим другой размах.
И святитель Иоанн Златоуст в одной из бесед прямо говорит: «Кто вышел на проповедь? Рыбаки. Что они сделали? Закинули сеть Евангельского благовествования, и через несколько столетий вся Римская империя оказалась уловленной в эти сети».
Христос говорит ученикам, что сделает их ловцами человеков (Мф. 4:19). То есть Господь силен трансформировать любой опыт человека для того, чтобы этот опыт был реализован уже в домостроительстве спасения рода человеческого. И тому есть множество примеров. Даже в древнем православном молитвослове мы находим слова: «Как прежде служили сатане льстивому, наипаче послужим Тебе, Господи». Повторюсь, Господь может трансформировать наш прошлый негативный опыт. И, изменив характер нашего отношения ко греху, Он как бы противопоставляет нас ему. В этой ситуации прошлый греховный опыт оказывается неким подспорьем. Когда человек знает, что был мертв, а во Христе ожил, он стремится этой радостью делиться с другими людьми. Примером может послужить «Исповедь» Блаженного Августина, в которой он раскрыл весь свой прошлый негативный опыт и прославил Бога за то, что из глубины воззвав к Создателю, он был Им услышан.
Далее мы читаем:
«Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. (Мф. 4:21)
И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним» (Мф. 4:22).
Кто-то может смутиться этим примером, тем, что Иаков и Иоанн оставляют в лодке своего отца. Однако, Господь не призвал бы людей, относившихся к родителям неуважительно. Скорее всего, Зеведей был богатым человеком, и было кому о нем позаботиться. Иначе бы Господь не призвал апостолов последовать за Ним. Ведь есть же Божья заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20:12). В каждом случае, когда Христос призывает кого-то, Он действует как Бог, как Сердцеведец, который видит всю ситуацию от начала и до конца.
И далее мы читаем о том, как люди во множестве приходят к Иисусу Христу:
«И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4:23).
То есть сначала Христос идет к людям. А что происходит после этого?
«И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. (Мф. 4:24)
И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (Мф. 4:25).
Здесь мы видим, что отклик на проповедь Христа обнаружилась в сердцах очень многих людей, особенно тех, которые, как сказано в Мф.4:25, страдали от различных болезней и припадков. И лишь во Христе эти люди действительно могли обрести искомое исцеление.
Как здесь не вспомнить притчу о блудном сыне. Один из двух сыновей взял имение отца (все, что по правилу наследия могло принадлежать ему) и ушел в страну далече с этой частью своего наследства, там все расточил и потерял. Когда этот блудный сын пришел в полный упадок, он сказал: «Встану и пойду к отцу моему». И он встал и пошел к отцу, не рассчитывая на то, что тот восстановит его в достоинстве наследника. Блудный сын уже промотал все наследство. Он имел намерение стать хотя бы слугою там, где его отец пас свои стада. Но сказано: «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15:20).
Бог видит наши болезни, наши недуги. Он видит наше несовершенство. Господь уже вышел навстречу каждому из нас, еще тогда, в древней Галилее, почти две тысячи лет назад. И тогда же Он произнес слова, которые через толщу времен обращены к каждому из нас: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). Христос говорит: «все», имея ввиду каждого человека, до сознания которого достигли слова Евангельского благовествования.
«И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (Мф. 4:25).
И в исторической перспективе по отношению к тем временам можно добавить: «И следовало за Ним множество народа из Рима, Афин, Константинополя и Москвы». Действительно, вера Христова, распространенная по всему миру, до сих пор являет образ Спасителя, как милосердия Божия, обращенного к каждому человеку.

©Информация с библейского портала «Экзегет»

Просмотрено (224)раз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *