О Богослужении. Божественная литургия

Воскресенье. В Храме много народа. Все пришли на Богослужение, но многие из нас не знают и не понимают, что же происходит во время Божественной Литургии. А если честно признаться себе, то и не все интересуются конкретными действиями священнослужителей и хора, ведь мы считаем, что нам это и не надо, так как мы пришли помолиться Богу. Но каждое действие священника и дьякона имеют особое значение. Почему в тот или иной момент службы Царские врата открыты, а в другой они закрыты?! В какой момент Богослужения происходит приложение хлеба и вина в Святые Тело и Кровь Спасителя?! Так много вопросов, на которые нужно знать ответы.

Часть 3. Божественная Литургия.

Главным богослужением Православной Церкви является Божественная Литургия. Во время литургии совершается Таинство Евхаристии («благодарение») – соединение христиан со Христом через причащение хлеба и вина Святых и Животворящих Тела и Крови Спасителя. В этом соединении – основа и смысл всех верных, составляющих Единое Тело Христово – Церковь.

Литургия состоит:

  • Проскомидии
  • Литургии оглашенных
  • Литургии верных

ПРОСКОМИДИЯ (приношение) – обычно совершается при чтении 3-го и 6-го часов тайно, в алтаре. На проскомидии священник молится о соделании его достойным великого священнодействия и приготовляет хлеб и вино для будущего Таинства. В символических действиях и словах молитвы вспоминаются: Воплощение (Рождество) Бога Слова и принесение Им себя в жертву на кресте для спасения людей. Так же вспоминается вся Церковь земная и Небесная, молясь за которую священник вынимает частички из просфор – особых богослужебных хлебов.

ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ – начинается возгласом прославления Царства Пресвятой Троицы и великой ектенией. Затем следует пение двух антифонов (в воскресенье – псалмов 102-го и 145-го) и песни «Единородный Сыне…», в которой мы исповедуем Воплощение Спасителя и совершенное Им Искупление. После малой ектении поются так называемые «Блаженства» — высокие заповеди, которые оставил Спаситель Своим ученикам, обещая за их искреннее, во всей сердечной глубине исполнение духовные  и земные блага. Во время пения «Блаженств» совершается малый вход священнослужителей с Евангелием, знаменующий явление Спасителя в мир для проповеди и совершения искупления рода человеческого. Свеча, преподносимая Евангелию, символизирует как свет Христова учения, так и святого пророка и Крестителя Иоанна. Священник во время малого входа молится, чтобы святые Ангелы были участниками и сослужителями совершающейся Божественной службы. Далее следует пение тропарей, посвященных празднику или событиям и святым, которым посвящен храм, а также «Трисвятого». Богослужение продолжается чтением отрывков из апостольских Посланий или Деяний святых апостолов, а затем Евангелие, что символизирует проповедь апостолов и Самого Иисуса Христа.

Литургия оглашенных завершается ектениями:

  • Сугубой, в которой звучит молитва Церкви о многочисленных нуждах живых
  • Заупокойной, где испрашивается прощение грехов и жизнь вечная усопшим
  • Об оглашенных, являющейся прошением о просвещении Крещением готовящихся к этому великому Таинству.

ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ начинается двумя кратким ектениями, затем следует великий вход, установленный Церковью для перенесения Честных Даров с жертвенника на престол для их освещения. Во время Херувимской песни мы призываемся отложить всякие земные заботы, чтобы достойно почтить Царя всех Христа внимательной молитвой и достойным принятием Святых Даров.

Священнослужители выходят с Честными Дарами из боковых дверей в предшествии священосца с возжженной свечой. Честные Дары при этом символизируют Самого Христа. Все предстоящие в Храме преклоняют головы и молятся про себя словами разбойника, распятого на кресте: «Понями мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твое», тем самым прося священнослужителей вспомнить о них при возношении Даров, приносимых ими в бескровную жертву.

После поминовения правящего архиерея, всего священнического и монашеского чина, причта церковного и всех православных христиан и благословения предстоящего народа священнослужители входят через Царские врата в алтарь, что напоминает нам вход Господа в Иерусалим, а так же крестный путь Иисуса Христа к месту Его распятия и погребение Его святыми праведниками.

После просительной ектении и пения всеми верующими «Символ веры», начинается – Евхаристический канон, во время которого непостижимым образом происходит претворение благодатью Святого Духа хлеба и вина в Святые Тело и Кровь Спасителя.

Читая тайно евхаристическую молитву, священник произносит вслух слова Спасителя, сказанные Им при установлении Таинства Причащения: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов», «Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов».

Святейшие минуты евхаристического канона – наступают после возгласа Священника: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся», — и сопровождаются пением: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи; и молим Ти ся, Боже наш…». В эти минуты в алтаре по действию Святого Духа совершается то же преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, которые совершил Спаситель на Тайной вечере, благословив хлеб и вино.

После канона следует просительная ектения и пение всеми верующими «Отче наш». Дьякон возглашает «Вонмем» (будем внимательны) – и по возгласе священника «Святые святым» — алтарная завеса закрывается. И сразу же поется стих. После него для приступающих к Таинству обычно читаются молитвы ко Святому Причащению. В это время священнослужители причащаются в алтаре – священник причащается сам и преподает Святые Тайны дьякону. После этого открываются Царские врата и выносятся святая Чаша для причащения мирян. Дьякон возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите», в это время хор поет «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам». Все присутствующие в храме совершают земной поклон.

Повторяя за священником слова молитвы перед причащением, мы исповедуем свою веру во Христа и божественную силу Святых Даров: «Верую, Господи, и исповедаю, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго…Еще верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое, и сия есть самая Честная Кровь Твоя…» — и молимся о прощении прегрешений и неосужденном причащении Святых Тайн.

По причащении мирян священник опускает в Святую Чашу все частицы, которые были вынуты из просфор, прося Господа омыть Своею Кровью грехи всех поминавшихся на литургии, затем тихо произносит «Благословен Бог наш» — в последний раз выносит Святую Чашу и со словами: «Всегда, ныне и присно и во веки веков» — благословляет Святыми Дарами верующих, а верующие отвечают земным поклоном (причастники делают поясной поклон).

Священник возглашает: «С миром изыдем», — хор отвечает от лица всех молящихся: «О имени Господни», — то есть с именем Божиим в душе, в мыслях и сердце.

Затем следует благодарственная ектения и так называемая «заамвонная молитва» (читаемая священником перед амвоном), в которой испрашивается благословение верующих и их освящение, сохранение Церкви, дарование мира миру. После этого хор трижды поет: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века…». Затем, после пения или чтения 33-го псалма, священник произносит отпуст, а хор поет многолетие, и верные, приложившись ко Святому Кресту (причастникипрослушав молитвы после Святого Причащения), выходят из храма.

В настоящее время в Православной Церкви совершаются три чина литургии:

  • Литургия святого Иоанна Златоуста – в течении всего года, кроме Великого поста (когда она совершается только по субботам), в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Неделю ваий
  • Литургия святого Василия Великого – десять раз в году
  • Литургия Преждеосвященных Даров – по средам и пятницам Великого поста и в первые три дня на Страстной седмице.

Часть 1. О Богослужении. Богослужебные круги

Часть 2. О Богослужении. Всенощное бдение

Список литературы:

  1. Православие. Полная энциклопедия для новоначальных. — О.Глаголева, Е.Щёголева-Москва 2014г

Просмотрено (63)раз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *