Воскресная проповедь в День Святой Троицы

Братья и сестры!

Предлагаем Вашему вниманию Священное Писание, читаемое в это воскресение в Храме и проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского).

Деян. 2:1–11

И егда́ скончава́шася дні́е пятьдеся́тницы, бѣ́ша вси́ апо́столи единоду́шно вку́пѣ. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
И бы́сть внеза́пу съ небесе́ шу́мъ, я́ко носи́му дыха́нiю бу́рну, и испо́лни ве́сь до́мъ, идѣ́же бя́ху сѣдя́ще: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
и яви́шася и́мъ раздѣле́ни язы́цы я́ко о́гнен­ни, сѣ́де же на еди́нѣмъ ко́­емждо и́хъ. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
И испо́лнишася вси́ Ду́ха свя́та и нача́ша глаго́лати ины́ми язы́ки, я́коже Ду́хъ дая́ше и́мъ провѣщава́ти. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
Бя́ху же во Иерусали́мѣ живу́щiи Иуде́е, му́жiе благоговѣ́йнiи, от­ всего́ язы́ка, и́же подъ небесе́мъ. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
Бы́в­шу же гла́су сему́, сни́деся наро́дъ и смяте́ся, я́ко слы́шаху еди́нъ кі́йждо и́хъ сво­и́мъ язы́комъ глаго́лющихъ и́хъ. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
Дивля́хуся же вси́ и чудя́хуся, глаго́люще дру́гъ ко дру́гу: не се́ ли, вси́ сі́и су́ть глаго́лющiи Галиле́ане? И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
и ка́ко мы́ слы́шимъ кі́йждо сво́й язы́къ на́шъ, въ не́мже роди́хомся, Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
па́рѳяне и ми́дяне и Елами́те, и живу́щiи въ Месо­пота́мiи, во Иуде́и же и каппадокі́и, въ по́нтѣ и во Асі́и, Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
во фригі́и же и памфилі́и, во Еги́птѣ и страна́хъ Ливи́и, я́же при­­ кирині́и, и при­­ходя́щiи ри́мляне, Иуде́е же и при­­ше́лцы, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты*, //*Обращенные из язычников.
кри́тяне и Ара́вляне, слы́шимъ глаго́лющихъ и́хъ на́шими язы́ки вели́чiя Бо́жiя? критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

Ин. 7:37–52, 8:12

Въ послѣ́днiй же де́нь вели́кiй пра́здника стоя́ше Иису́съ, и зва́­ше, глаго́ля: а́ще кто́ жа́ждетъ, да прiи́детъ ко мнѣ́ и пiе́тъ: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
вѣ́руяй въ мя́, я́коже рече́ писа́нiе, рѣ́ки от­ чре́ва его́ истеку́тъ воды́ жи́вы. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
Сiе́ же рече́ о Ду́сѣ, его́же хотя́ху прiима́ти вѣ́ру­ю­щiи во и́мя его́: не у́ бо бѣ́ Ду́хъ святы́й, я́ко Иису́съ не у́ бѣ́ просла́вленъ. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
Мно́зи же от­ наро́да слы́шав­ше сло́во, глаго́лаху: се́й е́сть во­и́стин­ну проро́къ. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.
Друзі́и глаго́лаху: се́й е́сть Христо́съ. О́вiи же глаго́лаху: еда́ от­ Галиле́и Христо́съ при­­хо́дитъ? Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?
не писа́нiе ли рече́, я́ко от­ сѣ́мене Дави́дова и от­ Виѳлее́мскiя ве́си, идѣ́же бѣ́ Дави́дъ, Христо́съ прiи́детъ? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
Ра́спря у́бо бы́сть въ наро́дѣ его́ ра́ди. Итак произошла о Нем распря в народе.
Нѣ́цыи же от­ ни́хъ хотя́ху я́ти его́: но никто́же воз­ложи́ на́нь ру́цѣ. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
Прiидо́ша же слуги́ ко архiере́омъ и фарисе́омъ: и рѣ́ша и́мъ ті́и: почто́ не при­­ведо́сте его́? Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
Отвѣща́ша слуги́: николи́же та́ко е́сть глаго́лалъ человѣ́къ, я́ко се́й человѣ́къ. Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
Отвѣща́ша у́бо и́мъ фарисе́е: еда́ и вы́ прельще́ни бы́сте? Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
еда́ кто́ от­ кня́зь вѣ́рова въ о́нь, или́ от­ фарисе́й? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
но наро́дъ се́й, и́же не вѣ́сть зако́на, про́кляти су́ть. Но этот народ невежда в законе, проклят он.
Глаго́ла никоди́мъ къ ни́мъ, и́же при­­ше́дый къ нему́ но́щiю, еди́нъ сы́й от­ ни́хъ: Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
еда́ зако́нъ на́шъ су́дитъ человѣ́ку, а́ще не слы́шитъ от­ него́ пре́жде и разумѣ́етъ, что́ твори́тъ? судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
Отвѣща́ша и реко́ша ему́: еда́ и ты́ от­ Галиле́и еси́? испыта́й и ви́ждь, я́ко проро́къ от­ Галиле́и не при­­хо́дитъ. На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк
Па́ки же и́мъ Иису́съ рече́, глаго́ля: а́зъ е́смь свѣ́тъ мíру: ходя́й по мнѣ́ не и́мать ходи́ти во тмѣ́, но и́мать свѣ́тъ живо́тный. Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
Проповедь епископа Митрофана (Зноско — Боровского). Троица

Во имя Отца и Сына и Духа Святого!

Сегодня великое торжество, торжество начала Церкви Христовой на земле. Торжество окончательной победы Жизни. «Господь мой и Бог мой», – в радостном трепете, от встречи с Воскресшим, восклицает Фома.

«Вы примете силу, когда Дух Святый сойдет на вас», – сказал Господь Апостолам, восходя на Голгофу. И вот в нынешний праздник реально, за пределами видимого мира, открылись – в сошествии Св. Духа – глубины и величие мира невидимого.

И Савлу гонителю является Распятый и Воскресший Христос. Душа Савла тосковала о Боге Истинном, искала Истину, но помехой ему в этом было, – общее всем иудеям, – заблуждение, а не его собственная воля; его воля была готова Истине поклониться, всего себя Ей отдать; его сердце было открыто для Света Истины, и Свет осиял его: Савл услышал голос Божий, призвавший его в число Апостолов: «Савл, Савл, зачем ты гонишь Меня?» Этот призыв преобразил Савла, ставшего Павлом, и он, вместе со всеми Апостолами, стал причастником высшего знания, «реальность веры вошла в него, как сила, проникающая всю внутреннюю жизнь, и именно этой силой привели Апостолы ко Христу весь мир». Мессия-Христос стал целью и смыслом существования человечества. «Ад, где твоя победа? Воскрес Христос и ты низвержен! Воскрес Христос и жизнь воцарилась», ибо Воскресение Христово и есть явная победа Смысла над бессмыслицей.

Прошли века. Силою Духа Святого широко раскинуло свои могучие ветви великое Древо Церкви Христовой. Если, поначалу, последователями Христа были простые галилеяне, то впоследствии перед Учителем из Назарета склонились величайшие гении человечества. Его Евангелие освящало и освящает путь мысли подлинных носителей Духа, творцов культуры. Христос влил в нравственные раны древнего мира целебный бальзам. Сила Духа Святого, через Христа, вдохнула в человечество новые силы. Евангелие возвысило женщину, провозгласило равноправие народов, осудило жестокость и насилие, способствовало упразднению рабства.

Евангелие явилось опорой человечности и источником просвещения. Но главное, что и поныне дает христианство, это – внутреннее перерождение человека, дает новую жизнь во Христе. Христос, в своем лице, открыл нам Бога, ставшего близким и дорогим человеческому сердцу, и этим сделал Он жизнь человека полной смысла, радости и красоты.

«Воскрес Христос и жизнь воцарилась». Чрез Воскресшего Христа и мы получаем дары Духа Святого. Если бы не воскрес Христос, – говорит один из русских мыслителей, – если бы первосвященники Анна и Каиафа оказались правыми, а Ирод и Понтий Пилат умными, мир оказался бы подлинно бессмыслицей, а жизнь бы стала беспросветным царством зла, обмана и смерти.

Как несокрушимая скала стоит и будет стоять, в бушующем мире, Христом в сей день основанная Церковь. Хотя и кажется подчас, при виде проносящихся над Нею ураганов, при виде внешних и внутренних опасностей, что вот-вот тьма восторжествует над Светом, Христу верные чада Церкви не боятся за Нее. Все это не страшно, хотя и болезненно, для Церкви Христовой; за пределами материального мира открылась нам реальность, глубина и величие мира невидимого, и оттуда мы слышим бодрящий голос Пастыреначальника Христа: «не одолеют Церковь врата ада… Я с вами… Я Свет миру, кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме». Аминь.

Просмотрено (51)раз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *