Хранимый Богом и людьми…

К 200-летию храма в честь Святой Живоначальной Троицы г.Кондрово.

Домом Божьим издавна называет православный народ городские и сельские церкви. Поэтому с давних времен люди старались сделать так, чтобы все в церкви было особенным, величественным и красивым. И это поистинне удалось храмоздателям церкви в честь Святой Живоначальной Троицы с. Троицкого на Вздыни в Медынском уезде Калужской губернии (ныне г. Кондрово). Снаружи и внутри храм скорее похож на собор, чем на сельскую церквушку. Несмотря на то, что много испытаний было на веку этой святыни, она выстояла с Божьей помощью и людской заботой.

Для многочисленного и сплоченного прихода этой церкви 2018 год — юбилейный. Храму исполняется 200 лет и, несомненно, для клира и прихожан это не только большая радость, но и определенное подведение итогов возрождения святыни, ведь вторая памятная дата – 30 лет со дня первого молебна в возрождающемся после разрухи атеистических времен храме. Конечно, эти 30 лет входят в двухсотлетнюю историю, но не было бы возрождения – не получилось бы такого торжества. Две даты: за одной из них века, за другой десятилетия. Но каждая из этих дат важна по-своему, а объединяются они общей историей, в которой было много значимых событий, поучительных примеров любви к Богу и силы веры, о  них нужно помнить.

Главный же итог сегодняшнего дня состоит в том, что возродились храм и приход, обратились люди к традициям предков, которые соборно молились здесь не только о своих нуждах, но и процветании родного края. Прекрасные традиции живут и развиваются! В будни, а особенно в праздники, спешат стар и млад в Дом Божий. Они знают: там их ждут всегда. В древних стенах соединяется прошлое и будущее, как всего прихода, так и каждой семьи, каждого прихожанина. Именно здесь постигается любовь к Спасителю и ближним, где молитвенное единение сплачивает и указывает общий путь. Свет веры Православной очищает душу, направляет на этот путь истинный.

Конечно, в приходе в первую очередь готовятся к 200-летию  храма, вспоминая богатую событиями историю по-прежнему величественного   храма во имя Святой Живоначальной Троицы, как в лучшие времена. О его строительстве рассказывают пожелтевшие листы  клировых ведомостей церкви с. Троицкого на Вздыни, сообщают о важной дате двухсотлетней давности: «Построена сия церковь в 1818 году иждивением Помещицы Веры Ивановны Хлюстиной. Здание каменное с таковою же колокольнею. Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя Святой  Живоначальной Троицы и два в приделах, холодном во имя Святителя и Чудотворца Николая, в  другом теплом во имя Казанской Божией Матери. Освящены». Из документов известны сведения, что в 1815 году строительство храма еще не было завершено.

Каменный храм  был воздвигнут там, где ранее были деревянные. Основываясь на традиции храмового строительства в сельских поселениях 15-17 веков, можно привести много примеров, когда церковь строилась сразу же после закладки домов и основания села. Без спасительной молитвы в Доме Божьем не мыслили своей жизни наши предки. Поэтому и появлялись церкви одновременно с первыми сельскими строениями. Часто это были так называемые обыденные церкви, т. е. сработанные за день-два общими усилиями.  А. И. Артизов в своей книге указывал, что в переписной книге Медынского уезда 1678 года сказано о селе, находящемся в собственности одного из землевладельцев: «За боярином князем Федором Федоровичем Куракиным в с. Троицы и  Вздынь тож на реке Шане».

Таким образом, обозначена дата, когда село уже существовало. Более того, село это было центром владений Ф. Ф. Куракина. Из записи в переписной книге для нас интересен и тот факт, что село носило двойное название: Троицы или Вздынь. Это не было исключением из правил, так как многие села Медынского уезда в течение достаточно длительного периода носили двойное название.  Первое из них было связано с тем, в честь какого события или святого был освящен храм. Поскольку одно из названий села было – Троицы, то это является неопровержимым доказательством имеющегося уже Дома Божия,  высившегося над сельскими жилищами.

Все соответствовало числу проживающего населения. В тот период, о котором идет речь, по имеющимся данным вотчина боярина Куракина состояла (кроме с. Троицы – Вздынь тож) из деревень Починки, Дробышево, Меньшово, Толкачево. А в них насчитывалось «29 крестьянских и бобыльских дворов и 121 крестьянина». Уже названный исследователь дает описание того, что представляло из себя это поселение: «Тогда в селе был всего один боярский двор, в котором жили семьи приказчика, конюха и сокольника, а также «нищая вдова Онисья, кормившаяся христовым именем».

Медынская десятина свидетельствует о следующем:  в начале 18 века храм «Пресвятой  Троицы в селе Вздыне (в др. месте Здыне)» в вотчине бояр Куракиных, в 1705 году «дан антиминс к освящению новостроенной ц-ви Живоначальной Троицы в вотчине стольника кн. Ивана  Ивановича Хованского в с. Вздыни», в 1755 г. сент. 29 – сведения «о резолюции о освящении в селе Троицком – Вздыни тож построенной вместо сгоревшей деревянной ц-ви Жив. Троицы». Все эти выдержки из разных  источников подтверждают, что до каменного храма прихожане довольствовались деревянным.

Как в период строительства и освящения, так и во все последующие времена, каменный Троицкий храм был святыней, напоминающей на грешной земле о Небесном и Вечном. Это замечательный образец храмового зодчества. Новым каменным храмом любовались, в нем молились наши предки, и будут продолжать эти традиции  потомки!  В течение всего девятнадцатого века храм постоянно благоукрашался, и все вокруг него менялось в лучшую сторону. В материалах Калужской Духовной Консистории есть упоминания о работах, проводимых благодаря помощи щедрых жертвователей и заботливого  духовенства. Перечисление длинного списка тех благодеяний и пожертвований, которые связаны с историей храма, можно было бы продолжать и  продолжать.

Местные землевладельцы менялись, но многие следы их благодеяний остались на страницах документов. Вера Ивановна Хлюстина не только приблизила освящение каменного храма, но и заранее, до этого торжества оформила землю для «новых усадеб причтовых домов и для кладбища» с разрешения Епархиального начальства. Были жертвователями Иван Петрович Сабанеев, Георгий  Петрович Пусторослев. Более того, последний был и старостой храма.

Во все времена не только владельцы с. Троицкого на Вздыни, но и местные жители. Рабочие Троицкой фабрики отличались заботой о приходском храме, жертвенной помощью на благоустройство и благоукрашение Дома Божьего. Все пожертвования, как уже отмечалось, перечислить невозможно – значительные по суммам – они были многочисленными в разные годы. Даже в отчете Калужской епархии в Святейший Синод за 1901 год значится: «Замечательные пожертвования в пользу церквей: В церкви с. Троицкого на Вздыни Мед. У. прихожане  пожертвовали на ремонт храма – 1451 р. 67 коп.». И это была не единичная передача значительных средств для приходского храма.

Церковные средства тоже расходовались для того, чтобы во все времена года Дом Божий имел достойный вид. Вот один из примеров: «Прошение причта и церковного старосты церкви Троицкой на Вздыни: исправить церковные колонны, заменить цементом пороги на крыльцах, уничтожить на наружных стенах храма известковые изваяния, обелить все наружные стены храма с израсходованием на все это дело из церковной кошельковой суммы 200 рублей». Страховое дело начала ХХ века на храм Живоначальной Троицы показывает прекрасное его состояние и заботу  со стороны духовенства и местных жителей.

Представители духовенства, служившие в разные годы в Троицком храме, проявляли действительно исключительную заботу не только о Доме Божьем, но и о прихожанах, их укреплении в вере. И тому можно найти много примеров, подтвержденных документально. Епархиальное начальство награждало настоятелей храма «за примерную ревность о просвещении народа». В конце XIX века священнослужители, стараясь оградить свою паству от пагубного влияния со стороны противоправительственных и антицерковных сил, всячески старались укреплять народ в вере и благочестии.

В этот период их усилиями были открыты:

1892 г. –  отделение Братства Св. апостола Иоанна Богослова,

1893 г.  –  Общество трезвости и  Братство во имя Св. Троицы,

1894 г. – церковно-приходская школа.

Православное Троицкое Братство имело свои задачи: «Разъяснение истин веры и благочестия; ограждение Православия от инославия; способствование к обращению в Православие проживающих в приходе инославных; попечение о благоустройстве храма, школ, кладбища и пр.; оказание христианской  благотворительности, по мере своих средств, беднейшим прихожанам или подвергшимся какому-нибудь бедствию и несчастию, впавшим в нужду вследствие болезни, пожара, недорода хлеба» (Из Устава Братства во имя Св. Троицы).

С Божьей помощью сохранился устав Братства Святой Троицы при названном храме. По уставу и отчетам о деятельности Братства в приходе можно сделать выводы о том, насколько учредители и члены Братства стремились к тому, чтобы единение духовенства и прихожан давало плоды – жизнь по евангельским правилам. Деятельность  Православного Братства Троицкого храма, благородные старания братчиков в укреплении Православия на родной земле не остались незамеченными. В 1898 г.  в Калужских епархиальных ведомостях опубликовано сообщение о пожертвовании протоиерея Иоанна Ильича Сергиева-Кронштадтского этому Братству.

Общие усилия традиционно направлялись на сохранение и преумножение святынь храма. Особо нужно выделить один из интереснейших фактов. В  1903 г. был  причислен к лику святых преп. Серафим Саровский. Первая в  Калужской епархии икона этого святого появляется в церкви с. Троицкого на Вздыни на пожертвования рабочих Троицкой фабрики: «Икона преп. Серафима Саровского писанная по чеканному золоту на кипарисной доске, вышиною 2 аршина».  Икона утрачена, но по Промыслу Божьему сохранились сведения об этом замечательном факте, как и о других перечисленных важных событиях не только в летописи Троицкого храма, но и Калужской епархии.

Годы процветания сменились годами гонений на Церковь, но это не сломило верных Христу. Самые достойные из них причислены к лику святых. Среди сонма священномучеников есть Небесный покровитель земли Калужской и Троицкого храма, в котором звучали его проповеди – священномученик Владимир Преображенский. Первый арест и Соловецкие лагеря не сломили настоятеля Троицкого храма. Его подвиг жизни и смерти был и остается примером силы веры и истинной любви к Христу. Священномученик Владимир, моли Бога о нас!

Благодаря преданным Христу  священно-церковнослужителям и мирянам в годы богоборчества сохранилось Православие на земле Калужской. Господь по милости своей и по молитвам этих подвижников, сохранил  Троицкий храм. Слава  Богу за все! Не забудем тех, благодаря чьим трудам и молитвам пришла пора возрождения. 29 апреля 1988 года была открыта новая страница истории храма: люди объединились и создали приход.  Следующим этапом была передача разоренного здания храма Живоначальной Троицы в ведение Калужской епархии. Приблизилась пора возрождения святыни, хотя каждый здравомыслящий человек понимал, что до светлого праздника еще очень-очень далеко. Все знали, что потребуется много сил и труда, чтобы Дом Божий принял достойный вид.

Настоятель храма отец Николай Суходолов и прихожане-единомышленники  совместным трудом и соборной молитвой приблизили первое богослужение, состоявшееся 29 июля 1988 года.  Убогость и теснота приспособленных помещений не убавили благодарности Спасителю и общей радости. Проходило богослужение в части первого этажа храма, соединенной с деревянной пристройкой. Но даже при этом условии места было недостаточно для всех, кто пришел помолиться о восстановлении той церкви, в которой молились их предки. Более 300 человек стояли плечо к плечу. У многих на глазах были слезы счастья. Каждый чувствовал, что с Божьей помощью наступит торжество освящения храма, и все были готовы продолжать подвижнический труд во Славу Божью.

Шли годы. Восстанавливался храм, возрождалась молитвенная жизнь в период служения священников Геннадия Евдачева, Сергия Вишнякова, Романа Андрюшенкова, а с 2004 года – отца  Вячеслава Сабурова. С Божьей помощью духовенству и мирянам удалось добиться того, что еще недавно казалось невозможным: храм облагораживался внутри и снаружи, приход начал и продолжает жить:  богослужения в будни и праздники, занятия для детей и взрослых, совместное трудничество и паломничества. Летопись этого периода истории храма состояло из постоянного стремления возродить не только былое благолепие здания, но и приходские традиции.

Много внимания было обращено на то, чтобы чистый, светлый, обновленный храм заполнился иконами. С самого начала восстановления в этом помогал художник Вячеслав Григорьевич Филимонов. Благодаря его интересу к иконописи стали появляться на стенах дорогие сердцу прихожан иконы. Позднее на средства прихожан были написаны иконы Святой Живоначальной Троицы и Божьей Матери: Калужская, Страстная, Иверская, Казанская, Нечаянная радость, Споручница грешных, Покров Пресвятой Богородицы,  Всех Скорбящих радость,  иконы святых: благоверных Петра и Февронии, вмч Георгия, св. блаж. Матроны, блаж. Ксении Петербургской, прпмц Елизаветы и инокини Варвары.  На сегодняшний день в храме собрано немало святынь. Как в былые времена находятся неравнодушные люди, которые по мере возможностей направляют средства на Дом Божий, для его благоукрашения.

Все в этом Доме Божьем постепенно менялось к лучшему, несмотря на сложности и трудности восстановительного периода. Настало время процветания сельского храма, который 200 лет Господь помогал богобоязненным людям сохранять на земле, где когда-то воздвигли эту святыню. В приходе есть обоснованная уверенность в том, что малыши, которые ходят на службы с родителями, вырастут православными людьми, любящими Бога и ближних, и приведут своих деток в храм Живоначальной Троицы, который станет еще прекраснее по молитвам и заботам людей, которые не забыли веру предков…

Были упомянуты только некоторые важные события истории храма в честь Святой  Живоначальной Троицы. Но по благословению настоятеля храма протоиерея Вячеслава Сабурова по крупицам собирается не только богатство старины – сведения о различных периодах процветания святыни до 1917 года, но и воспоминания старожилов о трудных годах при богоборческой власти. К этому стремлению духовенства и инициативной группы прихода с пониманием относятся сотрудники Районного музея г. Кондрово, особенно директор музея – Орлова Е. А. Все участвующие в сборе материалов по истории храма надеются, что с Божьей помощью в храме будут не только стенды, которые подготовлены к 200-летнему юбилею, но и станет возможным создание музея.

Статья в «Православный христианин», 12.08.2018 г.

Е.В.Метальникова

Просмотрено (604)раз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *